Инфляция все еще растет
Опубликованные на прошлой неделе данные об индексе потребительских цен в Соединенных Штатах вновь огорчили инвесторов. В августе индекс вырос на 0,1%, казалось бы небольшая цифра, но эксперты ожидали, что показатель сократится на 0,1%. К тому же, в июле инфляция оставалась неизменной, что давало основания говорить о победе над ней.
Теперь же очевидно, что заявления о победе над ростом цен оказались преждевременными и в годовом исчислении инфляция составляет 8,3%.
Если до публикации свежей статистики инвесторы питали осторожную надежду, что ФРС повысит ставку всего на 50 б.п., то сейчас абсолютно доминирующий прогноз — повышение на 75 б.п.
Обозреватели склоняются к тому, что и в следующем году ставка будет расти более существенно, чем предполагалось ранее. Еще несколько месяцев назад считалось, что пика она достигнет в пределах 3,7−4%. Более пессимистические аналитики говорили о диапазоне 4−4,5%. Но сейчас все больше специалистов склоняются к тому, что даже этот барьер будет преодолен.
Аналитики Deutsche Bank убеждены, что в 2023 году ставка дойдет до 4,9%. А основатель Bridgewater Associates Рэй Далио считает, что верхний диапазон повышения ставки вполне может дойти даже до 6%.
«Это уменьшит кредитование частного сектора, что приведет к падению его расходов, а значит, и экономики», — отмечает он.
ФРС останавливает экономику
Принцип замедления инфляции, благодаря повышению ключевой ставки, можно объяснить довольно просто. ФРС должна замедлить рост зарплат и сократить количество новых рабочих мест, а также спровоцировать снижение спроса на товары.
Иными словами, повышение ключевой ставки — это элемент замедления экономики, и здесь центробанку главное не переусердствовать и не отправить экономику в рецессию. Проблема состоит в том, что просчитать, как именно политика ФРС повлияет на экономику, очень тяжело.
Глава ФРС Джером Пауэлл в августе откровенно заявил, что его кампания по сдерживанию цен «принесет боль домохозяйствам и предприятиям».
По прогнозу Всемирного банка, глобальной рецессии ни в этом, ни в следующем году не будет, однако специалисты учреждения признают несколько факторов, которые говорят о предпосылках ее возникновения.
«Мировая экономика находится в разгаре одного из наиболее синхронных в международном масштабе эпизодов усиления монетарной и фискальной политики за последние пять десятилетий. Эти меры необходимы для сдерживания инфляционного давления, но их взаимные последствия могут оказать большее влияние, чем предполагалось, как посредством усиления финансовых условий, так и вследствие усиления замедления роста. Это синхронное усиление политики сродни ситуации накануне рецессии 1982 года», — говорится в сообщении Всемирного банка.
«Сигнал от ФРС заключается в том, что она хочет снизить спрос, повышая ставки, поэтому вопрос не в том, пойдем ли мы в рецессию, а в том, когда она начнется», — отметил руководитель отдела стратегии ставок США в Societe Generale Субадра Раджаппа. .
К тому же, другие центробанки идут по тому же пути. Около 90 из них повысили процентные ставки в этом году, а половина повысила их, по меньшей мере, на 75 базисных пунктов за один раз. Среди таких и Европейский центробанк, который до этого 11 лет воздерживался от повышения ставок.
По убеждению аналитиков Vanguard, в этом году рецессии экономики США, вероятнее всего, удастся избежать. Прежде всего, благодаря мощности рынка труда и предварительным положительным оценкам роста экономики в 3 квартале, которая должна вырасти на 0,3%. Однако на следующий год в Vanguard смотрят пессимистично и оценивают вероятность рецессии в 65%.
Значительные ожидания рецессии продемонстрировал и опрос, организованный Bank of America, участие в котором приняли 212 инвесторов, контролирующих активы на сумму $616 млрд. 72% опрошенных сказали, что ожидают ослабления экономики в следующем году.
Более оптимистичными являются данные консенсус-прогноза Bloomberg. Согласно ему, в следующем году экономика США вырастет, хоть и на скромных 0,9%. Еще в январе специалисты ожидали роста на 2,5%.
Читайте также: FedEX обрушился, круизы оживают: лидеры и аутсайдеры на прошлой неделе
ВВП Еврозоны, по данным этого прогноза, вырастет всего на 0,5%, в начале года прогноз роста составлял также 2,5%. А вот в Великобритании специалисты прогнозируют рецессию — по их мнению экономика королевства сократится на 0,1%.
Что будет с рынками
Сразу несколько опросов показывают, что крупные инвесторы уходят из акций и пытаются спрятаться в кеше. По данным опроса Bank of America, менеджеры фондов настроены «по-медвежьи», а средний объем наличных денег на их счетах на самом высоком уровне, начиная с 2001 года. При этом, доля в международных акциях — самая низкая за все время.
Также по результатам опроса трейдеров, проведенного MLIV Pulse, 44% из них заявили о продаже акций в преддверии заседания ФРС. И только 28% сообщили о покупке акций перед этим событием.
Главный рыночный экономист Goldman Sachs Доминик Уилсон проанализировал, как будет реагировать рынок на повышение уровня безработицы в США. В настоящее время этот показатель составляет 3,7%. Однако рост безработицы — один из факторов, которые непосредственно помогают сдержать инфляцию. По мнению Уилсона, если показатель безработицы придется повысить до 5%, то S&P 500 с нынешнего уровня в 3 900 пунктов упадет до 3 400 — показателя, который последний раз фиксировался в 2020 г. в разгар пандемии.
В более серьезном сценарии, когда уровень безработицы доведут до 6%, индекс S&P 500 упадет ниже 2 900 пунктов — показателя, который был привычным еще в 2019 году.
Этот строгий сценарий предполагает усиление финансовых условий, которые можно сравнить с глобальным финансовым кризисом 2008 года, а до него — рецессией начала 1980-х годов, — отмечает Уилсон.
Падение ключевого индекса к такому показателю прогнозирует и один из самых известных мировых инвесторов Джереми Грэнтэм. По его мнению, рыночный пузырь начал раздуваться еще до пандемии и пора ему уже лопнуть.
На медвежьей позиции стоит и один из руководителей хедж-фонда Bridgewater Associates Грег Дженсен, по словам которого, инвесторы сталкиваются с перспективой масштабного краха рынка и серьезной рецессии. По его мнению, в августе акции стоили ориентировочно на 30% дороже, чем должны были бы, исходя из их исторической связи с корпоративными денежными потоками.
«Спад (который произошел с начала года) кажется большим, но цены на активы все еще достаточно высоки. Снижение достаточно небольшое, по сравнению с изменением базовых фундаментальных условий. <…> по-настоящему станет страшно, когда все решат, что это не временное падение, а более постоянное явление. В это время начнется дно», — предостерегает Дженсен.
По его мнению, медвежий рынок может длиться значительный период. «Непросто сказать, будет ли он три года или один год, но масштаб его, вероятно, будет большим и тяжелым», — считает руководитель Bridgewater Associates.
По расчетам же Рея Далио, повышение ставок приведет к существенному падению акций на рынках. Если с нынешнего уровня процентные ставки повысят примерно до 4,5%, это приведет к падению фондовых индексов США на 20%, — считает инвестор.
Читайте также: США вводят налог на байбек: почему вырастут дивиденды и упадут акции
Несмотря на всеобщий пессимизм, накануне заседания ФРС раздаются и единичные положительные заявления. Так, ведущий стратег Morgan Stanley Эндрю Слиммон убежден, что высокую инфляцию удастся победить уже в этом году, а потому рынки на пороге стремительного роста.
По мнению эксперта, уже этот год S&P 500 закончит близко к тем показателям, с которых год начинался, — 4 778 пунктов. Эксперт надеется, что уже в следующем году ФРС начнет снимать ногу с тормоза и будет смягчать финансовые условия, а это будет означать постепенный рост доходности.