Хорошие новости для рынков
Американская экономика, которая еще совсем недавно, по оценкам многих экономистов, находилась в отличном состоянии, вдруг затормозила. Вторая оценка ВВП США за первый квартал 2022 года демонстрирует снижение на 1,5%, при том, что прогнозы предполагали рост на уровне 0,5%. Кстати, если во втором квартале тоже будет падение, то по формальным признакам это уже будет «рецессией». Вроде бы и плохие новости, но на самом деле хорошие для финансовых инвесторов, ведь это дает надежду на то, что ФРС будет менее агрессивным в борьбе с инфляцией.
Инфляция остается самой горячей темой — в течение сезона корпоративных результатов 398 компаний из S&P 500 упомянули хотя бы раз о росте цен в ходе квартальных звонков. На этой неделе были обнародованы данные по базовому PCE (индекс потребительских расходов), а именно его использует ФРС при принятии решений. В апреле PCE вырос на 0,3%, по сравнению с мартом, и в годовом измерении составил 5,2%, что ниже, чем 5,3% в предыдущем месяце. Неплохие новости для инвесторов, которые подтверждают теорию о том, что пик инфляции может быть пройден и, опять же, еще один аргумент относительно возможного смягчения политики ФРС.
Протоколы прошедшего заседания ФРС, которые были опубликованы на этой неделе, показали, что руководство центрального банка пришло к согласию по повышению ставки на 0,5% на каждом из последующих заседаний, которые запланированы в июне и июле. Также, как выяснилось, кормчие ФРС не чрезмерно озабочены замедлением экономического роста и ожидают, что он будет «продвигаться твердыми темпами в течение оставшегося года».
Президент ФРС Атланты Рафаэль Бостик даже предположил, что возможным является смысл сделать паузу в повышении ставок, в сентябре. Хотя, надо заметить, что Бостик в этом году не участвует в голосованиях по ставке. Какой будет дальнейшая политика ФРС на самом деле? Точного ответа нет ни у кого. Как обычно, все будет зависеть от текущего состояния экономики. На данный момент прогнозировать что-то конкретное очень трудно — ситуация полна неопределенности, собственно, как всегда.
Как для нынешних времен, то все это замечательные новости, после объявления которых, в четверг, рынки зазеленели, как трава весной, не дав «медведям» шанса достичь окончательной победы. Для того, чтобы рынок официально стал «медвежьим», S&P 500 должен снизиться до отметки 3837,24, а это предполагает падение на 5,4% от уровня закрытия в четверг, поэтому вряд ли изменение статуса рынка с растущего до падающего случится на этой недели. Да и, вообще, очень похоже, что, если не произойдет мощного падения в пятницу, то на этой неделе у рынков есть шанс прервать снижение, которое непрерывно продолжалось в течение предыдущих семи недель.
Читайте также: Amazon уже потеряла 34% стоимости: как это использовать инвестору
Не уверен, что все плохое позади, и рынок уже начинает новый цикл роста, но точно появляется шанс на «bear market rally» — непродолжительный рост, очень типичный для падающих рынков. На полноценный длительный рост, мне кажется, рассчитывать не стоит.
Страх и убытки миллиардеров
Инвесторы напуганы. «Индикатор быков и медведей» (BofA Bull & Bear Indicator), который рассчитывает Bank of America для определения настроений в среде инвесторов, снизился до рекордной отметки в 0,6 из 10 возможных. Такая же ситуация и с «Индексом страха и алчности», который рассчитывает CNN — 17 со 100 — «Очень страшно».
С одной стороны, формально это указывает на очень пессимистические настроения на рынке, но, в то же время, может служить сигналом для покупки. Все же знают, что покупать нужно, когда все плохо.
Миллиардеры страдают. Интересно, что, несмотря на то, что рынок получил отличный шанс прервать долгий цикл еженедельных падений, для миллиардеров технологического сектора эта неделя была не самой лучшей.
По данным Bloomberg, который рассчитывает «Индекс миллиардеров», Эван Шпигель, основатель Snapchat, потерял около 30% своего богатства, что стало самой большой потерей среди американских миллиардеров в этом году. Марк Цукерберг, руководитель Meta Platforms, обеднел на $5,7 млрд, Рид Гастингс, основатель Netflix, с начала года потерял 53% своего состояния.
Как это касается нас? Напрямую, ведь многие розничные инвесторы в течение двух прошлых лет охотно инвестировали в технологические компании, несмотря на заоблачные цены. Теперь придется расплачиваться. По оценкам Bloomberg, для обычных американцев падение рынка акций и рост процентных ставок может обернуться «шоком от потери богатства» в размере $9 трлн.
Читайте также: Рецессия и спад на фондовом рынке США: почему инвесторам не стоит бояться
Даже если люди непосредственно не владели акциями, они все равно потеряют — ведь, например, они могут быть собственниками недвижимости, которая, скорее всего, тоже снизится в цене на фоне стремительного падения рынков и увеличения стоимости капитала. И таких примеров немало…