Доступ к финрынкам решает все
Странам с доступом на кредитные рынки, скорее всего, удастся стабилизировать государственный долг к середине десятилетия. Соответственно, им не придется повышать налоги или сокращать государственные расходы. Однако страны, которые имеют лишь ограниченный доступ к финансовым рынкам, должны быть гораздо осторожнее при выборе фискальной стратегии, предупредил Гаспар.
В 2020 году глобальный государственный долг, вероятно, достигнет рекордного уровня почти в 100% от мирового валового внутреннего продукта. МВФ ожидает, что государственный долг сильно увеличится в этом году пропорционально национальному доходу в большинстве развитых стран.
Читайте также: Мир может потерять около $30 триллионов из-за кризиса — МВФ
Но к 2025 году общий дефицит будет аналогичен уровню, который МВФ прогнозировал до пандемии, без сокращения государственных расходов или повышения налогов.
Инвестировать, а не экономить
Решающим фактором, подкрепляющим этот прогноз для большинства развитых экономик, является стоимость заимствований. МВФ полагает, что стоимость обслуживания государственного долга будет значительно ниже темпов экономического роста, ожидаемых в этих странах. Благодаря более дешевым займам им удастся в значительной степени компенсировать слабый рост и сокращение налоговых поступлений из-за кризиса.
К 2025 году в большинстве развитых стран «будет более высокий первичный дефицит, скорректированный с учетом циклических колебаний, но это в большой степени компенсируется более низкими процентными платежами», — считает Гаспар. В результате отпадает необходимость в бюджетной консолидации в странах, которые могут свободно брать деньги на финансовых рынках.
«Коэффициент (государственного долга) в наших прогнозах стабилизируется и даже несколько снижается к концу прогнозов, соответственно, Covid-19 — это разовый скачок долга, и на фоне низких процентных ставок динамика долга стабилизируется», — добавил он.
Читайте также: МВФ улучшил прогноз для украинской экономики
США и Европа воспримут слова МВФ как зеленый свет для инвестирования в условиях рецессии вместо жесткой экономии, как в предыдущем десятилетии. Нынешний совет фонда — прямо противоположен рекомендации, данной десять лет назад на аналогичной стадии финансового кризиса. Тогда он предупреждал, что «в будущем многим странам потребуется сильно сократить расходы».
Впоследствии внутренний аудитор фонда пришел к выводу, что в 2010-11 годах МВФ слишком поспешно рекомендовал вводить режим жесткой экономии, и теперь фонд пересмотрел свои руководящие принципы.
Риски сохраняются
МВФ подчеркнул, что на этот раз необходимо принять меры для стимулирования устойчивого восстановления, прежде чем решать проблемы с государственными финансами стран.
«Мы считаем, что существует риск преждевременного отказа от фискальной поддержки, и политикам, у которых есть выбор, нужно действовать постепенно и сохранять фискальную поддержку до тех пор, пока не удастся обеспечить уверенное восстановление, а долгосрочные последствия Covid-19 не окажутся под контролем», — отметил Гаспар.
Благоприятные долговые прогнозы обусловлены сильным экономическим откатом после пандемии. При этом процентные ставки остаются намного ниже темпов роста. Однако нет гарантии, что эти условия сохранятся. Витор Гаспар подчеркнул, что по-прежнему остается крайне высокая неопределенность в отношении бюджетных прогнозов.
Кроме того, развивающиеся экономики, у которых нет таких больших возможностей для заимствования, сталкиваются с «обязательными финансовыми ограничениями», и им нужно тщательно оценить целесообразность дополнительной фискальной поддержки во время кризиса Covid-19, говорится в сообщении МВФ.
По мнению фонда, Китай и США вряд ли смогут стабилизировать бремя государственного долга к середине десятилетия, учитывая их планы увеличить государственные расходы и практически не повышать налоги.