Прошло уже больше года после того, как Марк Цукерберг объявил о смене названия компании Facebook Inc. на Meta и поднял шум вокруг темы построения метавселенных.
На этой основе компании выпустили множество продуктов и потратили значительные суммы, чтобы извлечь выгоду из нового течения развития, однако достижения сомнительны.
Инвесторы бегут из метавселенных
Четыре десятка биржевых фондов и взаимных инвестиционных фондов в базе данных Bloomberg, у которых есть слово «метавселенная» в описании (многие из них были созданы за последние 12 месяцев), погрузились в медвежий рынок. Roundhill Ball Metaverse ETF, самый крупный из них, упал на 51% за прошлый год.
Эффективность фондов метавселенной показывает риск попадания в непроверенную отрасль, независимо от цены, которую вы платите: компании, считающиеся строителями метавселенной — цифровых миров, где пользователи могут общаться, развлекаться и вести бизнес, — это именно те акции, от которых инвесторы сейчас бегут.
У многих небольшой заработок или вообще нет доходов, и они продают за высокую цену обещания быстрого роста и большие прибыли в далеком будущем.
18 фондов метавселенной, существующих в течение года или более, за последние 12 месяцев упали от 33% до 66%. Некоторые из акций, которые пользуются популярностью среди этих фондов, получили такой же удар или более сильный: Meta упала на 77%, игровая компания Roblox Corp. — на 42%, производитель графических процессоров Nvidia Corp. — на 46%.
Как компании борются за новую реальность
Несмотря на проблемы отрасли и финансовые проблемы, компании продолжают строить метавселенные и разрабатывать гаджеты для перенесения пользователей в эти цифровые миры.
На рынке царит FOMO (синдром упущенных возможностей или навязчивая боязнь пропустить интересное событие): компании платят безумные гонорары руководителям отделов цифровых технологий и тратят миллиарды на исследования. Ближе всего к воплощению идей в реальность находятся Sony Group Corp., Meta Platforms Inc., Walt Disney Co., Apple Inc.
Хотя видения компаний относительно того, как должна выглядеть метавселенная и как с ней должен взаимодействовать пользователь, существенно отличаются. Так что в ближайшем будущем мы увидим множество вариаций гарнитур и цифровых миров. Некоторые из них останутся в истории, как очередная неудачная попытка завоевать Metaverse, других ждет бурное развитие.
Ставки потенциально высоки: по оценкам консультантов McKinsey & Co., ежегодные глобальные расходы, связанные с этим виртуальным ландшафтом, могут достичь $5 трлн к 2030 году. Аналитики Gartner Inc. говорят, что в течение нескольких лет каждый четвертый человек будет проводить, по крайней мере, час в день в метавселенной.
Что мы будем там делать — непонятно, но P&G, например, надеется, что это будет включать сотрудничество с зубной пастой Crest или шампунем Head & Shoulders.
Что нам предложат ключевые игроки в ближайшее время
1. Sony Grop Corp. — трекеры движения
Последний новейший гаджет Sony Group Corp. — система Mocopi — набор трекеров движения, которые помогут перенести их пользователя в метавселенную.
Система Mocopi состоит из шести шайб, которые пользователи носят на запястьях, лодыжках, голове и бедрах, и используются для анимации аватаров в различных программах метавселенной на смартфонах с операционной системой Android или IOS.
Комплект трекеров движения Mocopi будет стоить $360, продажи стартуют в Японии в январе 2023 года.
«Мы называем этот продукт метавселенной, а не периферийным устройством виртуальной реальности, поскольку ожидаем, что виртуальный мир будет еще больше переплетаться с реальным», — сказал Такеши Аими (Takeshi Aimi), старший менеджер бизнес-группы Sony. — В будущем у людей будет доступ к метавселенной без дисплеев на голове, и мы не хотели ограничивать использование продукта только пользователями VR".
Компания Sony проделала большой объем работы, чтобы расширить свою игровую империю за пределы традиционных консольных игр с помощью периферийных устройств для ПК и мобильных игр. У компании также есть гарнитура PlayStation VR и ее преемник в будущем, обе предназначены для развития экосистемы виртуальной реальности в соответствии с направлениями, предусмотренными Meta Platforms Inc. Марка Цукерберга.
Sony делает ставку на то, чтобы быть способной развивать этот сегмент благодаря своему бренду PlayStation и талантливым разработчикам программного обеспечения.
2. Гарнитура AR/VR от Apple
Apple будет сосредотачиваться как на виртуальной, так и на дополненной реальности (AR). Детали высококачественной гарнитуры начинают проникать в СМИ и дают представление, как «яблочная» компания видит метавселенную и ее использование.
Он наделен широким набором функций — от экрана с гораздо более высоким разрешением до большего количества камер с поддержкой чипа M2 как снаружи, так и внутри гарнитуры.
Последняя потенциально может использоваться, скажем, для отслеживания глаз, что поможет найти информацию для AR и в конечном итоге сделает аватары метавселенной более реалистичными с такими возможностями, как выражение лица.
У гарнитуры также будет специальная операционная система realityOS.
Списки открытых вакансий свидетельствуют о том, что Apple планирует создать конвейер VR-игр, а также возможности AR, которые могут варьироваться от наложения всплывающей информации о реальном мире к текущим видам использования.
Например, экспертный инструктаж рабочих конвейера или нефтяных башен о возможности исправления механических проблем в реальном времени, пока они работают.
При этом, самим рабочим не нужно будет держать планшет, что высвободит руки для работы.
3. Disney и его Mouseaverse
Недавние наймы, патенты и другие новости говорят о том, что Walt Disney Co. движется в направлении создания метавселенной.
Недавно компания сообщила о возвращении Боба Айгера. До своей отставки в 2020 году он проработал в должности главы правления и генерального директора в течение 15 лет и превратил Walt Disney Co. на гиганта развлечений. Это кадровое решение, как отмечают наблюдатели, означает, что важность метавселенной для компании резко возросла.
В марте Айгер инвестировал и присоединился к правлению Genies, компании Web3 из Лос-Анджелеса, нацеленной на создание кросс-метавселенных аватаров NFT на блокчейне Flow.
Ближайшей целью Genies является создание аватаров, анимированных 3D-персонажей, которые люди создают, чтобы представлять себя в увлекательных виртуальных мирах, за которыми, по мнению многих, будущее развлечений и социальных сетей.
У аватаров должна быть возможность плавно переключаться между созвездием метавселенных, которые будут построены на Web3 — децентрализованной всемирной паутине следующего поколения, построенной на технологии блокчейн и сосредоточенной на конфиденциальности и личном контроле пользователей своих индивидуальных данных.
У Genies, которая сейчас кажется достаточно очевидной целью приобретения для Disney, множество поклонников среди знаменитостей — от Джастина Бибера и Рианны до Карди Би.
Disney погрузился в метавселенную несколькими способами, например, наняв адвоката высокого уровня, который сосредотачивается на блокчейне и технологии NFT, добавив блокчейн Polygon, чей токен MATIC входит в 10 лучших криптовалют по рыночной капитализации, в свою программу ускорения Disney в июле.
Вот как описывают процесс погружения в метавселенную в самой компании: «Мы пытаемся создать набор инструментов, утилит, которые затем смогут использовать наши создатели из Pixar, Disney и Marvel, чтобы рассказывать истории в другой, более разнообразной форме. Это будет более адаптированный, более персонализированный способ».
4. Гарнитура VR от Meta Platforms Inc.
Генеральный директор Meta сделал ставку на метавселенную. За первые три квартала 2022 года он потратил на это направление $9,4 млрд, но до сих пор у него нет ничего, кроме Horizon Worlds, виртуальной реальности погружения, которую резко раскритиковали за ужасную графику.
Гарнитура виртуальной реальности (VR) от Meta стоит $1500 США и у нее следующие возможности:
- отслеживание глаз и лица;
- оборудована сквозной камерой для дополненной реальности (AR).
По словам самого Цукерберга, она еще далека от той версии, которая будет иметь широкое распространение.
Такие гарнитуры, как Meta Quest Pro, жизненно важны для возможного доминирования увлекательной виртуальной реальности, которая, по мнению Цукерберга, является будущим общения, развлечений и работы.
Вряд ли это конечные варианты средств погружения в метавселенные, да и сами метавселенные могут выглядеть совсем иначе, чем сейчас нам их описывают руководители технологических компаний.
Вспомните, как мы переходили от обычного мобильного телефона к смартфону, от интернета, больше похожего на библиотеку, к интернету, позволяющему творить, развлекаться и работать. Так что, у метавселенных все впереди!