Почему сблизились ЕС и Китай
В конце прошлого года Председатель Евросовета Шарль Мишель, глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен и китайский лидер Си Цзиньпин сообщили о завершении переговоров по соглашению об инвестициях. Его подробности пока неизвестны. Но совершенно очевидно, что в свете торгового противостояния Вашингтона и Пекина, данный документ имеет очень важное значение для трех крупнейших экономик мира — ЕС, Китая и США.
Читайте также: Китай обогнал США по привлечению прямых иностранных инвестиций
Отношения между США и Китаем обострились при Трампе. Бывший глава Белого дома обвинял Китай в недобросовестной конкуренции, присваивании интеллектуальной собственности, намеренном занижении курса юаня, которое дает ценовое преимущество китайским товарам, в сравнении с американскими.
Поэтому Трамп требовал от Китая изменить экономическую политику, а за неповиновение наказывал торговыми ограничениями. Трамп поднял пошлины на китайские товары. И хоть позже сторонам удалось прийти к соглашению, которое остановило дальнейшие разрастание торгового противостояния, сам конфликт не был исчерпан. А потому Китай был особенно заинтересован в том, чтобы для его внешнеэкономической деятельности были «открыты» двери в ЕС.
Своим лозунгом «America first» Трамп подтолкнул к оживлению переговоров с Китаем и Европу. Экс- глава Белого дома неоднократно грозил пошлинами европейским товарам и ставил под сомнение трансатлантическое партнерство. Речь идет и об угрозах выхода США из НАТО, и о поддержке Брекзита, и множестве других вопросов.
Читайте также: Китай наступает на доллар: стоит ли запасаться юанем
Тем самым Трамп вынудил Европу начать формирование своей внешней политики без оглядки на США. Так политика Трампа подтолкнула ЕС и Китай к более тесному сотрудничеству, что в итоге вылилось в активизацию переговоров по инвестиционному соглашению ЕС и Китая длящегося с 2013 года.
Чего опасается ЕС
Джо Байден заявлял о том, что не намерен смягчать политику США по отношению к Китаю и рассчитывал совместно с ЕС давить на Поднебесную. Но эти планы, видимо, уже в прошлом. Чтобы что-то требовать от ЕС, Байдену надо будет предложить что-то взамен. Например, продолжить переговоры по созданию зоны свободной торговли с учетом европейских предложений.
Однако не факт, что и в этом случае Европа откажется от экономического сближения с Пекином. Для Европы Китай как торговый партнер важен ввиду своих размеров. Дональд Трамп в начале 2020 года подписал торговое соглашение с Китаем, по которому США обещали не повышать пошлины.
Но для этого Китая должен за два года нарастить импорт из Штатов на $200 млрд. Европейская торговая палата в Китае уже выражала опасения по этому поводу, поскольку наращивание импорта из США в Китай может произойти за счет других стран и в том числе европейских. Евросоюз в связи с этим даже хотел обратиться с жалобой в ВТО по поводу дискриминации для других участников торговли с Китаем.
И на фоне этого ЕС должнен был действовать, чтобы защитить свои торговые и инвестиционные интересы в Китае. Байден не Трамп, но от его слов Европе не стало бы легче. Ведь США на деле уже имели соглашение с Китаем, а ЕС нет. Если бы Европа не достигла торгового соглашения с Китаем, то ее положение было бы на правах ведомого. США могли бы давить на Китай и дальше в ущерб Европе. С соглашением ЕС и Китая вся расстановка сил между США, Европой и Китаем полностью поменялась.
Как Штаты остались в меньшинстве
В новой конфигурации Европа выровняла свое положение с США. Теперь Китай и США при обсуждении своих отношений должны будут учитывать европейские интересы на китайском рынке. Америка уже не сможет выторговать никаких преференций для себя в ущерб европейским инвестициям в Китае. Одновременно с этим ЕС подстегнул США к большей сговорчивости при обсуждении зоны свободной торговли. Ведь в связке ЕС с Китаем, США оказываются на правах меньшинства, которое должно идти на уступки.
Без Европы давление США на Китай будет менее эффективным. А с такого ракурса Китай, возможно, временно одержал тактическую победу в противостоянии с США.
На чем сойдутся ЕС и Штаты
Но на что же может рассчитывать Администрация Байдена? У США и Европы схожие ценности и мировоззрение. По обе стороны Атлантики, Китай не считают образцовой демократией. И в этом плане ЕС и США, конечно, могут найти общий язык в вопросе давления на Китай. Но и тут не все так просто.
ЕС при обсуждении инвестиционного соглашения с Китаем избрал совершенно другую тактику. Если США при Трампе грозили Китаю санкциями, то Европа раздает «плюшки». Европа поставила условие — Китай должен встать на путь исправления. Например, ограничить участие государства в экономике, уважать права на интеллектуальную собственность, прекратить преследование уйгуров и заботиться об экологии.
Читайте также: Китай ужесточает антимонопольные правила для сферы небанковских платежей
И если Китай пообещает, что все будет хорошо, то ЕС заключит соглашение и откроет «дверь» в свою экономику. А все это примерно тоже самое, что хотят и в США.
ЕС уже не может отмотать свои договоренности с Китаем назад, по крайней мере, без очень серьезных уступок со стороны США в других вопросах, например в вопросах Трансатлантического партнерства и создания зоны свободной торговли с ЕС.
Поэтому Байдену, в этом контексте, досталось непростое наследство, где для США на внешнеполитической арене условия стали хуже, а у Китая и Европы -лучше. Байдену придется выбирать. В одном варианте, без согласованных действий с ЕС он не сможет эффективно давить на Китай. В другом — США смогут давить на Китай эффективно, но ценой значительных уступок для Европы.
Михаил Федоров