Без ФРС дела не будет
В дискуссиях инвесторов страх «инфляции» постепенно вытесняется ожиданием «рецессии». И если все эти рекорды роста цен, свидетелями которых мы стали с начала года, нагоняли на инвесторов ужас, то рецессия кажется просто веселой прогулкой.
А причина всему — возможные действия ФРС, ведь повышение ставки для борьбы с инфляцией — это настоящая плеть для финансовых рынков, как акций, так и облигаций, а особенно для акций технологических компаний, ценность многих из которых очень часто создается только фантастическими перспективами. И одно дело — дисконтировать обещания счастливого будущего по высоким ставкам, а другое — по нулевым. Вот все и ждут, что будет делать ФРС — без сомнений самый главный игрок на рынке.
Руководство центрального банка, как всегда, ничего не говорит прямо, потому что может и сами не уверены, что делать дальше. И именно неопределенность их позиции мешает рынкам выбрать направление движения в последние несколько недель. Кто-то ожидает продолжения жесткой политики (владельцы ставок на снижение), другие надеются на «разворот» в политике центрального банка (особенно те, кто считает, что им удалось купить на «дне», а дальше все будет расти десятилетиями по-прежнему). Но думаю, что все согласятся с простым выводом — никакого роста не начнется, пока ФРС не заявит о паузе в повышении ставок.
В любом случае, так и было в 2010 году, когда тогдашний глава ФРС Бернанке объявил о начале QE, и в начале 2020-го, когда Пауэлл, испугавшись потерь рынка в конце 2019-го, а может и по определенной симпатии к Трампу, который всегда гордился ростом рынка, объявил, что ФРС прекращает повышать ставки. Осталось только дождаться, когда Пауэлл выйдет на трибуну и официально заявит об окончании трудных времен.
Читайте также: Вопрос на «миллион»: когда закончится падение финансовых рынков
Когда наступят лучшие времена
Протоколы последнего заседания ФРС, опубликованные на этой неделе, подтвердили решительный настрой руководителей ФРС и готовность повышать ставку в июле на 50 или 75 б. п. Как подсчитали аналитики из BMO Capital Markets, слово «инфляция» была упомянута в протоколах 90 раз, «рецессия» — ни одного. Но это было месяц назад и ситуация меняется.
Достаточно ли она изменилась, чтобы поколебать ФРС в своем решении по июльскому повышению? — Не думаю. Скорее всего, ставка будет повышена на 75 б. п., и это уже заложено в цене. Кстати, в течение недели в поддержку 75 б. п. высказались два руководителя банка. Если же вместо 75 получим 50, то рынок двинется на север, но, честно говоря, такой сценарий кажется почти невероятным.
Сомневаюсь, что в июле мы услышим какие-то заявления от ФРС по поводу дальнейшей паузы в повышениях. Скорее всего, Пауэлл и компания, как всегда, скажут, что они будут внимательно следить за данными о состоянии экономики и базировать свои решения на фактах. В таком случае, главным остается вопрос — а что будет делать ФРС в сентябре? И именно над этим будут думать большинство инвесторов в августовских отпусках, и не только инвесторов, но и руководителей центробанка.
А что с инфляцией
Инфляция как-то отошла на второй план, будто она уже преодолена, но не уверен, что именно так и есть. На прошлой неделе мощным источником оптимизма по торможению инфляции стало существенное падение цен на нефть, почти на десять процентов. Но я бы не спешил радоваться, учитывая проблемы в Ливии, антироссийские санкции, сложности с наращиванием добычи во многих странах и низкий уровень резервов, особенно в США. Поэтому цены на нефть могут легко продолжить рост, подтолкнув инфляцию к новым рекордам.
Читайте также: Фондовый рынок теряет триллионы из-за политики ФРС
США и Китай — возможна ли либерализация
Одним из факторов, которые могут положительно повлиять на инфляцию, является возможность снижения тарифов на китайский импорт, введенных Дональдом Трампом в 2018 году.
По разным оценкам, это может уменьшить инфляцию примерно на 0,3%. Не так уж и много, учитывая, что отправная точка находится выше 8%. Но либерализация торговли между супердержавами — точно хорошая новость, что поможет росту рынков.
Во вторник министр финансов США Джанет Йеллен провела переговоры на эту тему с вице-премьером Китая Лю Хэ. И хотя еще ничего не решено, даже разговоры о возможной либерализации — хорошие новости для рынка.
Состояние рынка труда
Главным событием недели должен стать отчет о состоянии рынка труда в июне. Как ожидается, количество новых работников в прошлом месяце выросло на 268 тыс., в мае — 390 тыс. Уровень безработицы составил 3,6%. Почасовая оплата труда выросла на 5% за год, в мае — 5,2%.
Отчета ждем сегодня после обеда и, на первый взгляд, все должно быть без потрясений. Однако осмысленную реакцию рынка увидим уже на следующей неделе, когда аналитики все разберут по кирпичикам.
В целом же, несмотря на ожидаемый небольшой рост числа новых работников, безработица остается на очень низком уровне, зарплаты растут и все это может служить неплохим буфером для предотвращения возможной рецессии.
Сезон корпоративных результатов
Он начинается на следующей неделе и обещает быть не самым веселым. По данным FactSet, 103 компании из S&P 500 объявили о своих ожиданиях результатов второго квартала. Из них 71 компания уменьшила прогноз по прибылям, а 32 компании — увеличили. В целом количество тех, кто уменьшили, ниже пятилетнего и десятилетнего средних значений, которые соответственно составляют 59 и 66.
Но это все же не самый плохой результат. До этого худший результат составил 73 в четвертом, очень печальном квартале 2019 года, а десятилетний максимум составляет 87, достигнутый в первом квартале 2016-го. Осталось дождаться, оправдаются ли прогнозы.
Читайте также: Уолл-Стрит все еще советует покупать: на какие акции делают ставку 65% финансистов
Все в руках ФРС
На возможность рецессии, вероятность которой по оценке Bloomberg Economic составляет 38%, все смотрят с большой надеждой, ожидая подарков от ФРС, но я бы не забывал о последствиях, которые будет иметь рецессия для многих компаний.
Хотя не будем заглядывать сильно вперед, может ФРС действительно удастся преодолеть инфляцию, не остановив рост, как они это обещают. Пока же внимательно следим за действиями центрального банка, ведь судьба большинства инвестиционных портфелей именно в его руках.