Ликвидность поднимет рынок IPO
Сейчас ценные бумаги большинства отечественных компаний низколиквидны. Многие из эмитентов в свободное обращение выпустили только до 5% от общего объема акций, из-за чего такие инструменты совсем не популярны среды широкого круга инвесторов.
Оживить ситуацию могли бы IPO (когда компания впервые выходит на рынок и предлагает свои акции желающим — ред.) от интересных и перспективных компаний. Этот инструмент способен заинтересовать разные категории инвесторов: от физлиц до институциональных инвесторов.
Чтобы данная ситуация стала реальностью, требуется, с одной стороны, наличие таких компаний, а с другой — их желание выпускать акции. И если успешные бизнесы, в которые мечтают вложиться инвесторы, в Украине есть (наиболее яркий пример — «Новая почта»), то желания у подобных фирм и предприятий обычно немного.
Читайте также: Как купить акции Apple и Tesla в Украине
Почему украинские компании не выходят на фондовый рынок
Акционирование — палка о двух концах. Оно способствует росту эмитента и его ресурсов, но влечет за собой потерю части контроля собственниками над предприятием. Поэтому если компания не испытывает проблем с нехваткой денежных средств, выпуск акций ее скорее всего не заинтересует.
Еще один фактор, который тормозит выход компаний на IPO, — банальное незнание со стороны менеджмента о такой возможности или непонимание всех сопутствующих выгод. В связи с этим одной из функций регуляторов и инвестиционных компаний становится просветительская.
Некоторые отечественные компании проходят процедуру IPO на зарубежных биржах. Из-за этого тормозится развитие национального фондового рынка и ускоряется отток капитала из страны.
Читайте также: Шмыгаль: фондовый рынок будут запускать параллельно со вторым уровнем накопительной пенсионной системы
Первопроходцы есть
Сегодня Украина может похвастаться двумя компаниями, разместившими свои акции на IPO внутри страны.
Первое IPO в Украине провел производитель соков ОАО «Виннифрут». С 2000 по 2002 гг. компания успешно разместила три выпуска акций на бирже ПФТС. Впервые в истории Украины было привлечено более 64 млн грн на открытом рынке.
Второе IPO началось совсем недавно, 12 апреля текущего года. Эмитентом выступил футбольный клуб «Верес», биржевой площадкой — снова ПФТС. Однако стоит отметить, что данное размещение носит скорее имиджевый характер.
Без преувеличения скажем, что фондовый рынок и перспективные компании Украины нуждаются друг в друге. Это отличный способ развития эмитентов и украинской экономики. Насколько быстро акционирование на национальных площадках станет нормой отечественного корпоративного сектора, покажет время.
Читайте также: Украинская биржа ПФТС начала торговлю акциями Microsoft, Tesla, AMD, Netflix, Facebook и Visa