Разошлись в теориях
При отсутствии каких-либо стратегически важных макроэкономических новостей в начале недели, у инвесторов было время прислушаться к выступлениям глав ФРС, да и самим поделиться своим видением ситуации.
Что касается коллег Пауэлла, то они продемонстрировали полное единство со своим руководителем. Президент ФРС Миннеаполиса Нил Кашкари в понедельник заявил, что, по его мнению, произошедшее после речи Пауэлла в пятницу падение рынка демонстрирует понимание того, что у центрального банка есть серьезные намерения снизить инфляцию.
«Я действительно был рад увидеть, как инвесторы встретили речь Пауэлла, — сказал Кашкари в интервью, — сейчас люди понимают серьезность нашего стремления вернуть инфляцию до 2%».
Президент ФРС Кливленда Лоретта Местер также добавила «ястребиного» тона, заявив, что не ожидает либерализации политики ФРС в следующем году и выступает за то, чтобы ставки превышали 4%.
Очевидно, что от таких выступлений индексы краснеют, доходность облигаций растет, а прогнозы от знаменитых инвесторов стают все более драматичными. Вот, например, по мнению знаменитого Джереми Грэнтэма, нас ждет «взрыв суперпузыря» и «уже пора готовиться к эпическому финалу».
«Все циклы разные и уникальные, но каждая историческая параллель говорит о том, что худшее еще впереди», — считает Грэнтэм.
«Mr. Big Short» Майкл Бьюрри, который стал известным благодаря тому, что предусмотрел кризис 2008 года, тоже выразил мнение, что коллапс уже начался, и рынок акций может потерять еще 53% своей стоимости, прежде чем достигнет «дна».
Но, как всегда, для сохранения баланса, есть и те, кто верит, что худшее уже позади и к концу года все потери предыдущих месяцев не только будут компенсированы, но и S&P 500 продемонстрирует рост. Тем не менее, очевидно, что «медвежьи» настроения преобладают.
Читайте также: Почему инвесторы должны игнорировать ФРС, ставки и большинство новостей
Прогнозы по ставке ЕЦБ: кто больше
На фоне безумных колебаний цен на энергоносители инфляция в Еврозоне продолжает расти. В августе она достигла 9,1% и довольно странно наблюдать, как Европейский центральный банк (ЕЦБ) держит ставку на уровне 0,5%, видимо, надеясь, что все как-нибудь решится само собой.
Пауэлл тоже, кстати, долго надеялся, пока оказался далеко в отстающих, и теперь вынужден активно догонять. Хотя, по разным оценкам, ЕЦБ тоже намерена приобщиться к гонке, повысив ставку на 50 б.п. — до 1%, на следующем сентябрьском заседании.
А Goldman Sachs и Bank of America считают, что повышение может составить целых 75 б.п., что, несомненно, не очень хорошо скажется на перспективах экономического роста в Европе.
Читайте также: Топ нашумевших падений и взлетов августа на рынке США: к каким акциям присмотреться
«Зеленый» сигнал рынка труда
Отчет о рынке труда почти соответствует ожиданиям. Не то, чтобы Отчет должен что-то кардинально изменить, но любое значительное несоответствие фактических результатов ожиданиям Уолл-стрит могло вызвать реакцию инвесторов и толкнуть рынок в ту или иную сторону.
Классическая история о том, что хорошие новости о рынке труда стали бы плохими для финансовых рынков, и наоборот. Ведь сильный рынок труда дает дополнительный козырь ФРС в реализации максимально жесткой монетарной политики, чтобы остановить инфляцию, в то время, как слабый намекает на рецессию, которой центральный банк США пытается избежать и дает оптимистам надежду, что ФРС как можно скорее совершит разворот от жесткой к либеральной монетарной политике.
Что же получили? Количество работающих в августе увеличилось на 315 тыс. (ожидалось 298 тыс.); уровень безработицы вырос на 3,7% (3,5%), средняя оплата часа труда, по сравнению с прошлым годом, выросла на 5,2% (5,3%).
Как видите, сенсации не получилось, но рынки, в общем-то, восприняли новость положительно и индексы немного зазеленели.
В целом, на мой взгляд, исходя из объявленных данных, можно утверждать, что на текущий момент рынок труда находится в хорошем состоянии и вряд ли заставит руководство ФРС усомниться в стратегии, объявленной Джеромом Пауэллом в Jackson Hole на прошлой неделе. Поэтому, похоже, что преимущество пока остается на стороне медведей.