Сколько могли бы получить первые акционеры
The Coca-Cola Company (KO) — одна из немногих компаний, которая способна сделать своих акционеров миллионерами. Точнее тех, кто приобрел ее акции во время первого размещения в 1919 году, когда одна ценная бумага стоила $40. С того времени произошло 11 дроблений этих ценных бумаг. В результате 1 тогдашняя акция сейчас превратилась в 9 216. Их общая стоимость составляет $575 тыс. Если бы инвестор все дивиденды, полученные от Coca-Cola за эти годы, реинвестировал в эту же компанию, его капитал превысил бы $10 млн.
Это стало возможным благодаря дивидендной политике компании. В прошлом месяце она снова увеличила квартальные выплаты на акцию (до $0,44) и вошла в элиту клуба дивидендных королей (акции с ростом дивидендов не менее 50 лет подряд известны как дивидендные короли). По состоянию на начало 2022 года в него входили акции 39 компаний, но только 11 из них показали рост выплат не менее 60 лет, среди них и Coca-Cola.
Сейчас дивиденды Coca-Cola составляют 2,76% стоимости акции. Это примерно в два раза больше, чем в среднем платят компании из индекса S&P 500.
Особое внимание акции Coca-Cola привлекают в условиях экономических потрясений, вроде нынешних. Если прошедшие два года бал правил технологический сектор, то теперь настал черед компаний «стоимости». В том числе и Coca-Cola. Почему инвесторы предпочитают ее акции в ожидании повышения ставки ФРС и сворачивания ультрамягкой политики, и что позволяет компании сейчас опережать широкий индекс?
Как устроен бизнес: сколько в мире Coca-Cola
Coca-Cola — крупнейший в мире производитель и дистрибьютор напитков со штаб-квартирой в Атланте, США.
Создателем концентрированной основы Coca-Cola считается фармацевт Джон Пембертон, который в 1886 году представил оригинальный напиток с загадочным составом. Если в начале карьеры он мог продать 9 стаканов напитка в день, то сейчас компания продает более 1,9 млрд порций ежедневно.
Рецепт напитка — один из наиболее охраняемых секретов в истории американского бизнеса. На упаковках продукта перечислены основные ингредиенты, но состав растительных компонентов намеренно изменен.
В XIX веке бизнес компании был построен следующим образом: Coca-Cola изготавливала концентраты и занималась маркетингом и продвижением напитков. Собственно сами же напитки (разбавление концентрата водой) изготавливали независимые партнеры.
В 80-х годах прошлого столетия корпорация начала выкупать своих партнеров, или, по крайней мере, долю у них, чтобы зарабатывать еще и непосредственно на продаже напитков в бутылках.
Как устроен этот бизнес, можем рассмотреть на примере Украины. Украинский завод Coca-Cola, расположенный в Киевской области, принадлежит «Кока Кола Бевериджиз Украина Лимитед», который является филиалом греческой компании Coca-Cola HBC.
В свою очередь, Coca-Cola HBC — одна из самых больших компаний, которая разливает напитки в мире. Кроме Украины и Греции, она работает на рынках еще 27 стран. В частности, в Польше, Болгарии, Италии, Ирландии, Нигерии и Египте.
Акции Coca-Cola HBC торгуются на фондовом рынке, и большинство принадлежит частным лицам и инвестиционным фондам. Среди акционеров компании непосредственно и Coca-Cola Company, которая владеет 23,2% ее акций.
Также в Украине зарегистрирована еще одна компания — «Кока-Кола Украина Лимитед». Это дочернее предприятие непосредственно Coca-Cola Company, оно отвечает за аналитику рынка, маркетинг и контроль качества продукции.
Проще говоря, Coca-Cola Company должна предоставить концентраты и создать рекламу, стимулирующую потребителей покупать фирменные напитки. А региональный партнер отвечает непосредственно за розлив напитков на заводе и доставку розничным продавцам.
Приблизительно так же корпорация работает по всему миру. Некоторые подразделения по розливу напитков полностью принадлежат корпорации. В частности, в США, Канаде, Филиппинах, Бангладеше. Некоторые компании, занимающиеся розливом, полностью независимы, как, например, в Японии, Южной Корее, Китае. В большинстве же случаев, как в Украине, Coca-Cola Company принадлежит часть акций своего партнера.
Читайте также: Tesla хочет провести сплит акций и раздать их акционерам в виде дивидендов
Именно из-за сложности организации работы корпорации, нельзя однозначно сказать, ушла ли Coca-Cola с рынка России после начала войны. Напитки в РФ разливает «Кока-Кола Эйч Би Си Евразия», которая принадлежит той же Coca-Cola HBC, что и украинское отделение. Свои заводы эта компания не закрывает. А вот Coca-Cola Company, занимающаяся маркетингом, из РФ все-таки уходит.
Что делает компания: только напитки и немного кино
Основная ценность Coca-Cola — бренды и рецепты напитков. В начале 2021 года в ее портфель входило около 500 разнообразных напитков. Три из них (Coca-Cola, Diet Coke и Dr Pepper) — в пятерке самых популярных газированных напитков.
В десятку самых популярных напитков входят Sprite, Coke Zero и Fanta. Представлена компания в 200 странах и ежедневно продает около 2 млрд порций напитков.
Но большинство из 500 брендов уже давно превратились в чемодан без ручки. Ведь на половину портфеля приходилось всего 2% доходов. Поэтому компания выбрала стратегию уменьшения количества напитков и решила прекратить выпуск около 200 из них, чтобы сконцентрироваться на флагманах. Среди брендов, от которых отказались, — кокосовая вода Zico, соки Odwalla, и напиток с листьями стевии Coke Life.
Расширяется компания, покупая своих конкурентов или заходя в их капитал. Последнее помогает совместно продвигать торговые марки и выводить их на новые рынки. Среди крупных сделок последнего десятилетия — приобретение производителя чая в бутылках Honest Tea, бренда мексиканской газировки Topo Chico и одного из старейших американских напитков Moxie. Coca-Cola также стала миноритарным акционером изготовителя энергетиков Monster Beverage и соков Suja Life.
Самая необычная инвестиция последних лет — покупка за $4,9 млрд сети кофеен Costa Coffee в 2018 году. Причиной тому в компании назвали желание выйти на рынок горячих напитков. Тем более, что потребление кофе в мире растет ежегодно примерно на 6%.
Экспериментирует компания и с выходом на рынок алкогольной продукции. Несколько лет назад она выпустила свой первый алкогольный напиток в Японии. Это была региональная и, скорее, экспериментальная история. А в конце прошлого года в корпорации вышли с новыми брендами на глобальный рынок. Несколько слабоалкогольных напитков компания разработала вместе с производителем пива Constellation Brands (известный под брендом Corona).
Несмотря на масштабы деятельности, компания остается производителем именно напитков. В портфеле Coca-Cola есть еще молочная продукция, но ее вес незначителен. Этим корпорация отличается от своего традиционного соперника PepsiCo, который выпускает большой список пищевых продуктов, в частности, чипсы, макароны, рис, детское питание, большой список молочной продукции
Единственный случай нестандартных инвестиций корпорации — покупка еще в 80-х киностудии Columbia Pictures. Дела с ней не заладились и уже через 8 лет ее перепродали Sony. Больше подобных экспериментов Coca-Cola не делала. Но в ее актив можно записать «Охотников за привидениями» и «Малыша-каратиста».
Финансовые показатели: лучше, чем до пандемии, и больше, чем у PepsiCo
Корпорация тяжело пережила 2020 год: ее финансовые показатели упали из-за снижения продаж в кафе и ресторанах. Однако по итогам 2021 г. продажи «вне дома» уже превысили показатели 2019 г.
Допандемический уровень превысили и общие доходы. Если в 2019 г. они составляли $37,3 млрд, то в прошлом году достигли $38,7 млрд, прибыль корпорации выросла с $8,9 млрд до $9,77 млрд.
Читайте также: Инвестиции под обстрелами: во что теперь вкладывают деньги украинцы и почему удвоили покупку «крипты»
После пандемии восстанавливается весь сектор, но у Coca-Cola это выходит лучше, чем у конкурентов. Так, органические продажи Coca-Cola Company за год выросли на 16%, а соответствующие показатели PepsiCo — на 13%. В Coca-Cola ожидают роста продаж в этом году еще на 8%.
Риски компании: цены, сахар, тара
Будущее Coca-Cola Company нельзя считать безоблачным: компания столкнулась с целым рядом вызовов, от преодоления которых будет зависеть ее финансовое благополучие.
Инфляция
В первую очередь — это глобальное повышение цен. В частности, в США годовая инфляция уже достигла 7,5%. Компания пока не решается зеркально повышать цены. Поэтому ее операционная маржа уже упала с 27,3% до 22,1% из-за роста расходов на транспортировку, зарплаты работников, а также на алюминий и стекло, необходимых для упаковки. Пока компания частично перевела эти расходы на потребителя: за год стоимость продукции выросла на 6%.
Потребление сахара
Это не новая проблема. ВОЗ упорно рекомендует снижать потребление сахара. Напитки Coca-Cola не относятся к здоровой пище.
«Потребители все чаще ведут здоровый образ жизни и избегают продуктов с вредными для здоровья ингредиентами. Рост заботы о своем здоровье может снизить продажи и прибыль компании, поскольку клиенты переходят на более здоровые варианты, предлагаемые конкурентами», — объясняет управляющий активами, инвестор, Chief Investment Officer в Multi Invest Михаил Пацан.
Читайте также: Мошенничество с криптовалютой: 4 новые схемы, которые появились во время войны
Правительства некоторых стран уже ввели налоги на сладкие газированные напитки. Такая плата существует в 65 странах, и их список регулярно расширяется. В прошлом году такую идею выдвигали и отечественные депутаты.
Использование пластика
Корпорация получает упреки за загрязнение окружающей среды, ведь ежегодно использует до 100 млрд пластиковых бутылок. Давление экологов вынуждает Coca-Cola искать пути решения этой проблемы. В частности, компания экспериментирует с бумажными бутылками, увеличивает объем использования переработанного пластика и улучшает свой имидж, финансируя инициативы по переработке мусора.
Однако настоящие проблемы ждут компанию, если в мире начнут запрещать или ограничивать пластиковые бутылки, вроде запрета и ограничения на использование одноразовых пакетов. Полноценной альтернативы нынешней таре Coca-Cola нет.
Сильные стороны Coca-Cola
Расширение рыночной доли
Может показаться, что Coca-Cola переживает кризис роста. Однако возможности расширять свою рыночную долю у компании есть: годовой доход корпорации составляет около $39 млрд, а весь мировой рынок напитков оценивается в $1,5 трлн.
Конечно, здесь речь идет о всех напитках, в частности, чае, кофе, молоке, энергетиках, воде. Не во всех этих сферах корпорация представлена или имеет существенную долю. Однако такие объемы рынка открывают перед ней перспективы. К тому же, если говорить исключительно о секторе холодных напитков, то здесь в развивающихся странах Coca-Cola завоевала лишь 16% рынка.
Увеличивать продажи компании позволяет креативный подход к продвижению своей продукции.
Среди недавних находок — лимитированная серия Coca-Cola Starlight со вкусом, напоминающим «созерцание звезд у костра» и «вызывающим ощущение холодного путешествия в космос». Последнее творение креативного отдела — Coca-Cola Byte со вкусом пикселей. Пока напиток чисто виртуальный и доступен только в игре Fortnite Creative. Но в скором времени он появится в продаже и в настоящих магазинах.
Эффективная бизнес-модель
Компания работает по новой бизнес-модели, которая менее подвержена внешним рискам. Если раньше Coca-Cola владела заводами по розливу, что приносило большую выручку и немалые затраты на их содержание, то сейчас продает франшизу на розлив.
Новая политика снижает уровень всеобщей выручки, но при этом маржинальность бизнеса значительно увеличивается. Кроме того, Coca-Cola покупает компании, занимающиеся бутылированием, что делает ее более диверсифицированной.
Что будет с акциями
На момент написания статьи акции Coca-Cola оценивались в $62,21. Прогнозы международных аналитиков преимущественно сдержанно-оптимистичные. Так, приложение для инвестиций Multi Invest собрало аналитические оценки от 41 компании. В среднем специалисты считают, что за год стоимость акций достигнет $67,7. То есть их стоимость вырастет на 8,8%.
Подобный консенсус-прогноз дает и портал Investing на основе оценок специалистов 26 компаний. В среднем эксперты предрекают рост акций за год на 8,22%.
По мнению руководителя Exante Украины Владимира Позния, в перспективе до года акции Coca-Cola могут стать альтернативой бумагам техкомпаний, которые могут резко упасть.
С долгосрочными инвестициями все несколько сложнее. «Это хороший бизнес, но в долгосрочной перспективе он недотягивает до показателей рынка в целом. Когда завершится период жесткой борьбы с инфляцией и все более резких прогнозов быстрого повышения ставок, рынки могут стать на прочную основу и тогда Coca-Cola снова выйдет из числа сильных претендентов на место в диверсифицированном портфеле», — считает Владимир Позний.
Читайте также: Что произошло с акциями ушедших из России компаний
По мнению Михаила Пацана, компания может быть интересной долгосрочным инвесторам, но не сейчас — нужно подхватывать акции на коррекции. «Компания интересна для покупки по цене $50−55. При такой стоимости она будет приносить около 3,5% годовых в виде дивидендов с ежеквартальными выплатами, а также у неё будет потенциал для дальнейшего роста», — объясняет Chief Investment Officer в Multi Invest. Сейчас же производитель напитков переоценен.
Так же советует ждать проседания цены трейдер группы ICU Виталий Сивач.
«В долгосрочной перспективе это хорошая акция. Coca-Cola — это защитная акция с низкой волатильностью. Ее нужно держать в портфеле тем, у кого есть долгосрочные деньги, например, как пенсионные накопления с горизонтом инвестирования на 5−10 лет. Цена на акцию очень быстро не вырастет. С другой стороны, цена сильно и не упадет, когда начнется следующая рецессия», — отмечает он.
Более оптимистично на компанию смотрит инвестиционный эксперт Фридом Финанс Украина Руслан Демус. По его мнению, цена акций компании уже в этом нестабильном году может вырасти на 10%. «В долгосрочной перспективе акции также могут быть интересными для покупки, поскольку участники рынка считают оценку Coca-Cola убедительной на текущем уровне акций, а рост годовой прибыли к 2023 финансовому году и в последующие годы прогнозируется на уровне 12%», — рассказал эксперт «Минфину».
Читайте также: Купить акции Apple: все, что нужно знать о компании, ее планах и цене бумаг
Среди специалистов, с которыми пообщалась редакция, оптимистичнее всего на перспективы Coca-Cola смотрит аналитик компании Esperio Александр Болтян. По его мнению, потенциал роста стоимости компании составляет около 30%. Среди факторов, которые, по его мнению, будут способствовать росту цены, — увеличение доходов от продаж напитков в ресторанах, ведь этот сегмент активно растет.