О перспективах сотрудничества с МВФ
Действующая мониторинговая программа с участием Совета директоров должна стать мостиком в программу предусматривающую финансирование.
Именно большая программа будет определять ключевые структурные реформы. И я прогнозирую, что это будет очень амбициозный список.
Мы поставили перед собой задачу выйти на заключение новой программы с финансированием в начале второго квартала. Уже в этом месяце начнется работа с миссией МВФ по проведению первого пересмотра Мониторинговой программы. Мы рассчитываем в рамках миссии провести также первые дискуссии по контуру новой программы.
Что сейчас будет оценивать миссия МВФ
В феврале во время миссии МВФ будет оценивать прогресс выполнения структурных маяков и целей. Все достаточно формализовано: пять маяков, две количественные цели и две индикативные.
Эти обязательства вкладываются в пять больших разделов:
- Налогово-бюджетная политика, в том числе увеличение налоговых поступлений, концепция реформирования социальной сферы, контроль расходов
и т. д. - Финансирование бюджета. Ключевая задача — избегание прямого финансирования бюджета со стороны НБУ. Для этого необходимо активизировать внутренний долговой рынок и привлечь достаточно реальные объемы международной помощи.
- Денежно-кредитная и курсовая политики. Политика НБУ и дальше будет направляться на обеспечение курсовой и ценовой стабильности. Мы принимаем меры по улучшению монетарной трансмиссии и сохранению международных резервов на достаточно высоком уровне.
- Сохранение устойчивости финансовой системы. За НБУ здесь закреплен один структурный маяк — разработка ТЗ для диагностического обследования банков. Мы его выполнили 26 января.
- Корпоративное управление, прозрачность и антикоррупционная политика. НБУ поддерживает реформу корпоративного управления, и этот приоритет остается в фокусе. Мы рассчитываем, что конкурсы по отбору независимых директоров, которые продолжаются в государственных банках, улучшат качество корпоративного управления. Что касается НАК «Нафтогаз», то решение о формировании состава наблюдательного совета независимых директоров уже принято. Это был один из пяти структурных маяков в рамках мониторинговой программы.
Читайте также: Moody's понизило рейтинг Украины
Об учетной ставке и монетарной трансмиссии
Благодаря учетной ставке 25% инфляция по меньшей мере на 6,4 в. п. ниже, чем могла быть. 2023 год будет годом замедления инфляции. Вместе с курсовой стабильностью и эффективностью монетарных решений это позволит перейти к смягчению административных ограничений, возвращению экономики и политики Нацбанка в обычное, рыночное русло. Это необходимый кислород для бизнеса и возвращение к нормальности даже вопреки войне. Этого мы стремимся.
Учетная ставка — это одновременно и инструмент, и маяк, и лаконичное макроэкономическое заявление Национального банка о состоянии экономики и рисках. Учетная ставка устанавливает ориентир стоимости денег и через трансмиссию должен этот ориентир донести до участников рынка. Сейчас украинская экономика имеет колоссальный профицит ликвидности, вызванный финансированием бюджета войны. Только НБУ за прошлый год напечатал для бюджета 400 млрд. грн. Значительный профицит ликвидности — очень опасная вещь, постоянная угроза истощения резервов.
О депозитах
Профицит ликвидности создает навес, который угрожает курсовой стабильности. Жизненно важно связать эти средства и контролировать их движение, предложив вкладчикам привлекательную процентную ставку. Срочные депозиты — один из таких инструментов. При отсутствии административных ограничений, в силу определенного психологического фактора, люди могут сразу захотеть снять деньги и они окажутся на валютном рынке.
Банки отреагировали на повышение учетной ставки постепенным увеличением депозитных ставок, тогда как к июню 2022 они снижались. Больше скажу, та трансмиссия, которую мы видим сейчас близка к довоенной. То, что нам этого недостаточно — это правда. И чтобы банки активнее повышали ставки, мы существенно подняли обязательные резервы и анализируем ситуацию с ликвидностью и срочностью, чтобы понять, нужны ли дополнительные решения.
НБУ заинтересован в том, чтобы банки сделали адекватное предложение для размещения депозитов. Ибо если вам предлагают вклад в 10% годовых, а инфляция 26%, вы думаете: «Да зачем мне этот депозит, мороки больше, чем прибыли». Но когда делают предложение на уровне 20%, задумаетесь и оставите деньги в банке.
Есть еще один очень важный аспект. Это то, что самая большая часть этой ликвидности сейчас сосредоточена в государственных банках. Госбанки стали операторами этих средств не в результате маркетинговых программ, а в результате потока ликвидности, в связи с войной и финансированием военных потребностей. Поэтому, кажется, именно им, в первую очередь, нужно задуматься о том, как гражданам сделать справедливое депозитное предложение. И не только по уровню доходности для банков.
Читайте также: Когда банки начнут предлагать «инфляционные» депозиты
О кредитах
Банки кредитуют, скажем так, ориентируясь не только и даже не столько на учетную ставку. Они учитывают риски, состояние и отношения с заемщиками и многое другое.
Но даже не стоимость кредитов является основным сдерживающим фактором кредитования. Ключевой фактор — отсутствие новых проектов и низкий платежеспособный спрос на кредиты из-за неопределенности военной экономики.
В условиях войны обычно на первый план выходят государственные программы, которые либо гарантируются, либо субсидируются государством. За время действия военного положения в рамках государственной программы «Доступные кредиты 5−7−9%» по состоянию на 30 января 2023 заключено почти 20 000 кредитных договоров на общую сумму около 80 млрд грн.
Кредитный риск продолжает оставаться наибольшей угрозой для банковского сектора. Мы видим, что за 2022 год этот риск заставил сформировать резервы на сумму более 100 миллиардов гривен — это более 12% кредитного портфеля. В целом, наши оценки предполагают потери кредитного портфеля в связи с последствиями войны на уровне не менее 30%. Это существенно.
Насколько эта гипотеза соответствует действительности, мы поймем по результатам проведения диагностики.