Бюджетная сфера
По оперативным данным Государственной казначейской службы, в апреле 2022 года в общий фонд государственного бюджета поступило 76,2 млрд гривен. Среди платежей, взимание которых контролируют налоговые и таможенные органы, основные поступления были получены за счет:
- налога на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров — 15,6 млрд грн;
- налога на доходы физических лиц и военный сбор — 9,7 млрд грн;
- налога на добавленную стоимость с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров — 7,9 млрд грн;
- рентной платы за пользование недрами — 6,5 млрд грн;
- налога на прибыль предприятий — 5,7 млрд грн;
- акцизного налога с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров — 4,2 млрд грн.
Поступления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в Пенсионный фонд и фонды социального страхования в апреле составили 29,7 млрд грн.
Всего за январь-апрель в госбюджет поступило 412,5 млрд грн, в том числе в общий фонд — 365,9 млрд грн. При этом кассовые расходы государственного бюджета составили 558,1 млрд грн, в том числе общего фонда государственного бюджета — 523,3 млрд грн, или 77,7% от росписи отчетного периода.
В результате за первые 4 месяца 2022 г. государственный бюджет выполнен с дефицитом в сумме 146,6 млрд грн.
Фактические государственные заимствования в общий фонд государственного бюджета за январь-апрель 2022 года составили 267 млрд грн, или 156,2% от запланированных на этот период. От размещения ОВГЗ на финансирование государственного бюджета привлечено 143,8 млрд грн., в том числе в иностранной валюте — 13,1 млрд грн.
Из внешних источников привлечено 123,2 млрд грн, в том числе:
- 41,3 млрд грн ($1,4 млрд) от Международного валютного фонда по программе экстренной поддержки Rapid Financing Instrument (RFI);
- 19,5 млрд грн (0,6 млрд евро) средств займа ЕС в рамках нового пакета экстренной макрофинансовой помощи;
- 11,8 млрд грн (0,4 млрд евро) средств займа МБРР в рамках проекта «Дополнительный заем ко Второму заему на политику развития в сфере экономического восстановления».
По результатам аукциона по размещению военных ОВГЗ, который состоялся 3 мая, Министерством финансов было привлечено 5,6 млрд грн, из которых 4,2 млрд грн с погашением в июне 2023 года, а также $50,3 млн.
Крупнейший портфель военных ОВГЗ сконцентрирован среди банков — первичных дилеров. Объем вложений украинских граждан и бизнеса в соответствующие ценные бумаги по состоянию на 2 мая 2022 года составил около 3,5 млрд грн, $38,3 млн и 25,4 млн евро, нерезидентов — более 66 млн грн.
Валютный рынок
Текущий счет платежного баланса в марте 2022 г. был сведен с профицитом в $1,35 млрд (в марте 2021 года — дефицит в $790 млн). Это было обусловлено более существенным сокращением импорта товаров (в три раза, по сравнению с мартом 2021 г.) по отношению к экспорту товаров (сократился в два раза, по сравнению с мартом 2021 г.). В целом, по результатам 1 квартала 2022 г., профицит текущего счета составил $2,5 млрд.
Поступления по оплате труда в марте 2022 г., хотя и уменьшились на 24%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, однако оставались достаточно высокими — на уровне первых двух месяцев 2022 г. (около $1 млрд в месяц).
В целом за 1 квартал 2022 г. поступления по оплате труда от нерезидентов составили $3 млрд, что позволило компенсировать чистые выплаты доходов от инвестиций в пользу нерезидентов (-$2,4 млрд за январь-март).
Поступления прямых иностранных инвестиций в марте 2022 года составили $256 млн и обеспечивались, главным образом, реинвестированными доходами иностранных инвесторов ($89 млн) и увеличением задолженности украинских предприятий перед прямыми инвесторами-нерезидентами.
Задолженность по кредитам перед нерезидентами (+$2,6 млрд в месяц) росла, в основном, за счет увеличения государственных заимствований по программам международной поддержки. Нацбанк же сокращал свою задолженность путем погашения кредитов перед МВФ (-$449 млн в марте).
Читайте также: Минус треть ВВП и инфляция 20%: что удержит экономику от еще более глубокого падения
В последнюю неделю апреля чистый спрос на иностранную валюту со стороны клиентов банков несколько снизился, по сравнению с предыдущей неделей. Это было обусловлено ростом предложения иностранной валюты, в то время как спрос на нее оставался на уровне предыдущей недели. Это, в свою очередь, позволило Национальному банку сократить чистую продажу иностранной валюты на МВРУ до $447 млн (-18% к пред. неделе) и 103 млн евро (-48% к пред. неделе).
Финансовый сектор
Ликвидность банковского сектора (в форме остатков на корсчетах и в депозитных сертификатах НБУ) за текущую неделю сократилась до 213 млрд грн (по сравнению с 233 млрд грн неделей ранее), что, впрочем, остается в четыре раза выше минимального нормативного значения.
Уменьшение ликвидности банковского сектора было обусловлено интервенциями НБУ по покупке иностранной валюты, тогда как фактором ее поддержки выступали расходы по ЕКР и сокращение объема наличных денег в обращении вне банков.
Избыток ликвидности банковского сектора обуславливает низкий спрос банков на кредиты рефинансирования, объем предоставления которых на прошлой неделе составил 170 млн грн (сроком на 1 год по ставке 11%) и удержание ставок по операциям банков на межбанковском рынке на уровне нижнего предела ставок по операциям постоянного доступа НБУ (9%).
Читайте также: Прогноз инфляции на 2022−2023 годы. Как сохранить инвестиции
В условиях повышенных кредитных рисков поддержку банковскому кредитованию оказывает государственная программа «Доступные кредиты 5−7−9%», на условиях которой на прошлой неделе банками было выдано 738 льготных кредитов на общую сумму 3,09 млрд грн. Общий объем кредитов, выданных по программе с начала ее реализации, превысил 100 млрд гривен, из которых львиную долю предприниматели получили на пополнение оборотных средств бизнеса.