Мир стареет
Основная причина, почему необходимо изменение пенсионной системы — это мировой демографический тренд. Уровень рождаемости снижается, поколение «бэби-бумеров» уходит на пенсию, одновременно увеличивается продолжительность жизни.
Говоря о мировом тренде, проиллюстрирую примерами. В США или Германии ситуация не отличается от нашей, население живет дольше, взносы платит меньшинство и возникает дилемма: либо повышать пенсионный возраст (а это очень непопулярное политическое решение), либо увеличивать объем пенсионных накоплений.
В 2010 году в США было 40,3 млн человек старше 65 лет, в 2019 году — 54 млн. В ЕС к 2050 году таких людей будет 130 млн — более трети населения.
К 2033 году в Китае будет около 400 млн пожилых людей, что на 150 млн больше, чем в 2020 году. Каждый третий житель Японии будет старше 65 лет еще до 2030 года. Есть и финансовый прогноз Всемирного банка для экономик мира до 2050 года: дефицит пенсионных систем будет составлять $400 трлн.
То есть действующие пенсионные системы не обеспечены ресурсом. Это значит, что для пенсионеров, которые, к счастью, сейчас живут дольше, нужно искать ресурс на выплату пенсий. В Украине он пополняется благодаря уплате ЕСВ работниками.
Как предлагается изменить пенсионную систему
В Украине сейчас 11 млн пенсионеров, а лиц, уплачивающих единый социальный взнос, — всего 9,7 млн. В ближайшем будущем на одного работника будет приходиться все больше пенсионеров. Ситуация магическим образом не улучшится. Этот вопрос нуждается в серьезной общественной дискуссии, которую мы активизировали.
Раньше мир жил по пенсионной модели defined benefit, когда размер пенсии определялся по формуле и зависел от уровня зарплаты и стажа. Обеспечение этих выплат происходило благодаря взносам, уплаченным трудоспособными лицами.
Сейчас пришло время изменить подход и параллельно внедрять новую для украинцев систему defined contribution, по которой после выхода на пенсию человек будет получать столько, сколько смог отложить за время трудовой деятельности.
Совместными усилиями Минфина, Минсоцполитики, профильного комитета Верховной Рады и регуляторов были наработаны законопроекты, предусматривающие введение обязательного накопительного уровня пенсионного обеспечения.
Сейчас эти законопроекты проходят стадию обсуждения, и я надеюсь на их принятие парламентом в ближайшее время. Это позволит накапливать денежные средства на индивидуальных специальных счетах. Чтобы сформировать доверие к системе, сначала предполагается более активная роль государства, а на следующих этапах участники сами будут выбирать пенсионные фонды.
«Дорожная карта» развития системы пенсионных накоплений предусматривает два этапа.
1. Введение второго уровня. Правительство разрабатывает Единый социальный реестр, который будет являться центром надежного хранения данных о пенсионных накоплениях независимо от того, в каком учреждении человек будет накапливать себе на пенсию.
2. Развитие добровольных пенсионных скоплений. Сейчас идет дискуссия по поводу круга участников обязательного накопительного уровня и источников финансирования.
Участникам, отнесенным к накопительной системе, предлагается платить следующие взносы: 1% от зарплаты — в 2023 году, 1,5% — в 2024 году, 2% — в 2025 году. Такое финансирование будет происходить путем соответствующего перераспределения через ЕСВ для лиц, участвующих в новой системе.
Читайте также: Накопительные пенсионные счета: смогут ли они увеличить пенсии
Кроме того, государство будет дополнительно финансировать взносы из госбюджета: в 2023 году — 1%, в 2024 году — 1,5%, в 2025 году — 2%. Такие программы распространены по миру и помогают проводить более гибкую политику стимулирования участия в системе.
У людей будут индивидуальные накопительные счета и они будут мотивированы отчислять часть средств по зарплате. Государство будет финансировать такие взносы на паритетных условиях.
Что делают другие страны
Нидерланды, Швеция, Великобритания и Ирландия уже создали систему, в значительной степени ориентированную на накопительную пенсию. В то же время пенсионный возраст в Великобритании вскоре должен увеличиться с 66 до 67 лет.
Словакия, одна из самых «стареющих» стран Европы, к 2070 году увеличит затраты на решение этой проблемы до уровня, которого не было ни в одной стране ЕС.
В отчете стран G20 одним из предложенных решений является реформа образования, которая поможет людям работать больше лет и позволит учиться даже в почтенном возрасте, чтобы обеспечить таким работникам актуальные компетенции.
Читайте также: Пенсионная реформа в Украине и приватизация. Что нужно делать
Долголетие — это, безусловно, положительный тренд. Однако из-за уменьшения рождаемости и, как следствие, сокращения трудоспособного населения перед нашим государством и миром возникает вызов, как достойно обеспечить пенсионеров. Универсального решения не существует, поэтому каждое государство идет своим путём.
Сейчас и мы делаем важный первый шаг, говоря о существовании проблемы и поиске путей ее решения.