Почему дорожает газ
Причин для такой ситуации на рынке несколько. Запасы газа в европейских хранилищах по состоянию на 8 сентября были на 25% меньше, чем на аналогичную дату 2020 года, и это — самый низкий показатель за последние 7 лет. Азия успешно конкурирует с Европой как рынок сбыта сжиженного природного газа (СПГ), что привело к резкому падению поставок в 2020 году и в первом квартале 2021 года. Эксперты отмечают, что ситуация может несколько улучшиться в октябре, однако будет ли этого достаточно — вопрос открытый.
Кроме того, рост цен подталкивает поведение России: «Газпром» отказывался бронировать дополнительные мощности украинской ГТС, даже несмотря на плановые ремонтные работы на газопроводах «Северный поток-1» и «Ямал-Европа». А сейчас в РФ продолжают использовать ситуацию для агитации за полноценный запуск «Северного потока-2».
Также в ЕС рекордно выросли котировки разрешений на углеродные выбросы, которые превысили отметку в 60 евро за тонну. Такое подорожание будет делать газ более привлекательной альтернативой углю.
Что это означает для Украины
Следует понимать, что к котировкам европейских хабов привязаны цены на оптовом рынке, поэтому стоимость газа на «Украинской энергетической биржи» вряд ли будет уменьшаться, а скорее будет расти. Вместе с тем, отдельные сегменты рынка защищены от ценовых колебаний из-за квази-административных мер регулирования.
К примеру, сегмент бытовых потребителей. Правительство и Регулятор защитили большинство украинцев от ценовых колебаний путем введения обязательных годовых тарифов. Как свидетельствуют данные «Газотеки», «Нафтогаз» и газсбыты группы РГК, на которые приходится около 76% бытовых потребителей, предложили годовой тариф на уровне 7,8−8 грн/куб. м, что значительно меньше рыночных 18−19 грн. Цена такой защиты — «замораживание» конкуренции на розничном рынке и злоупотребления отдельных поставщиков.
Вместе с тем, ряд «газсбытов» (например, в Донецкой и Полтавской областях) прекратили поставки населению, поэтому полмиллиона украинских семей получают газ от поставщика «последней надежды» и в сентябре будут платить 12 гривен за кубометр. Таким потребителям следует как можно быстрее выбрать постоянного поставщика, ведь цена ПОНа определяется в отдельном порядке и точно не будет меньше годовых тарифов большинства поставщиков.
Читайте также: Субсидии получили только 56% из обратившихся домохозяйств
Сложная ситуация с ценами для производителей тепла. Едва ли не единственной опцией для закупки газа для теплокоммунэнерго (ТКЭ) являются трехлетние контракты «Нафтогаза» с ценой на первый год в 7,42 грн за кубометр. Несмотря на кажущуюся привлекательность предложения, не все ТКЭ спешат воспользоваться им — по состоянию на 26 августа только 45% заключили трехлетние контракты. Часть тепловиков недовольны жесткими условиями контрактов, часть жалуется, что текущие тарифы на тепло не позволяют покрывать расходы на закупку газа. Учитывая сложность ситуации, правительство уже подготовило методику расчета компенсации разницы в тарифах ТКЭ, что должно улучшить их платежеспособность и уменьшить долги.
Читайте также: Водород от украинских АЭС как перспектива замены природного газа
Однако эти меры вряд ли позволят предотвратить рост тарифов на тепло, который имеет место уже сейчас. В свою очередь, теплоэлектроцентрали из-за повышения цен просто отказываются от использования газа для производства электроэнергии, что требует компенсации их недовыработки за счет атомной и тепловой генерации, что в свою очередь актуализирует вопрос запасов угля.
Газ разгоняет инфляцию
Больше всего рост цен на «голубое топливо» отражается на промышленных потребителях, а это значит, что украинцы все равно почувствуют (и уже чувствуют) на себе подорожание товаров, в которых затраты на газ составляют часть их себестоимости. Общее влияние стоимости газа на индекс потребительских цен — всего 2,2%, но в совокупности с другими отраслями его подорожание — среди причин ускорения инфляции во II квартале 2021 года. По прогнозам Нацбанка, инфляция сохранится на высоком уровне (9,6%) до конца 2021 года и только в 2022 пойдет на спад.
Читайте также: Цена на газ в Европе бьет новые максимумы: уже $800
В целом резкий рост стоимости газа в 2021 году стал хорошей лакмусовой бумажкой для ценовой и тарифной политики нашего правительства. Последняя, на мой взгляд, характеризуется значительной фрагментарностью и непоследовательностью: в отдельных сегментах рынка, руководствуясь политической целесообразностью, государство играет активную социальную роль (как, например, в случае с поставками газа населению). При этом в некоторых — пока уходит от вмешательства, как в случае с бюджетными учреждениями.