Достигнет ли инфляция уровня 90-х

Мне кажется, сейчас ситуация очень отличается от 90-х. У нас уже построены государственные институты. И качество макроэкономического менеджмента на совершенно ином уровне. У меня есть твердая вера, что мы сможем избежать ошибок тех лет, когда ситуация в стране характеризовалась гиперинфляцией, стремительным падением производства, попыткой решить эти проблемы печатью денег.

Сейчас в мире происходит общий скачок инфляции, а особенно — в нашем регионе. Например, в Эстонии инфляция достигла почти 19%, в Польше — 12%, в Чехии — 14%. Во многом это связано с последствиями войны в Украине и удорожанием продуктов питания и топлива.

В Украине, наверное, на инфляцию больше всего влияет то, что в отдельные регионы страны достаточно усложнена логистика, прежде всего продовольственных товаров, из-за блокирования путей российскими захватчиками. Этот дефицит предложения влечет за собой существенные изменения цен.

В целом в Украине инфляция в мае составила 18%. Но, например, в Херсонской области, где доступ к продукции для населения очень усложнен, — 35%.

Мы ожидаем, что к концу года инфляция превысит 20%, но это контролируемый уровень. Он является, скорее, отражением тех проблем, которые страна испытывает во время войны. Но это не сравнить с тысячами процентов, которые были в Украине в начале 1990-х.

Почему НБУ повысил учетную ставку

Во время первых месяцев войны население и бизнес в основном занимались вопросами выживания, приспособления к новым условиям. Основной задачей НБУ было обеспечить бесперебойность работы банковской системы и платежей. Учитывая это, мы заморозили свои решения по учетной ставке, ведь эффект от ее повышения был бы достаточно слабым.

В последний месяц мы видели, что экономическая активность постепенно восстанавливается. Люди чаще думают о том, как сохранить или приумножить свои сбережения. Поэтому мы решили, что пора переходить от административных рычагов управления финансовой системой к более рыночным.

Ставки по депозитам до 17,7% годовых с бонусом от «Минфина»

Мы ожидаем, что в течение следующих нескольких месяцев банки будут повышать ставки по депозитам в гривне, и это будет стимулировать население меньше вкладывать свои гривневые сбережения в иностранную валюту. Согласно нашим ожиданиям, ставки по депозитам от трех месяцев до года составят 15−20%.

Почему Министерство финансов не повышает доходность ОВГЗ

Мы понимаем желание Минфина привлекать ресурсы на внутреннем рынке как можно дешевле. В Минфине совершенно четко дают понять, что сегодня рассматривают ОВГЗ как инструмент поддержки бюджета, а не финансовый инструмент для сбережения средств или инвестиций. Он также ориентируется на стоимость обслуживания долга.

Конечно, это в определенной степени усложняет достижение наших целей. И по сути отказ Минфина повысить свои ставки отчасти уменьшает влияние учетной ставки на экономику. С нашей точки зрения, это приведет к тому, что нам придется дольше удерживать ее на столь высоком уровне.

Сейчас Минфин генерирует свыше 100 млрд грн дефицита в месяц. На столько денег Минфин поставляет в экономику больше, чем забирает в бюджет.

Это дополнительный всплеск ликвидности, создающий дополнительный спрос в экономике. С одной стороны, это позволяет экономике приспособиться к новым реалиям, но с другой — довольно ощутимо толкает цены вверх.

В значительной степени мы минимизируем этот эффект благодаря фиксации обменного курса. Мы продаем валюту через банки и, соответственно, забираем гривну из экономики. Это позволяет нивелировать эффект высокого бюджетного дефицита.

Читайте также: Ставка по военным ОВГЗ стала плавающей: кто сможет заработать на этом больше

Но мы понимаем, что НБУ не может до бесконечности финансировать бюджет. Это создает и девальвационные, и инфляционные риски в долгосрочной перспективе. Это снижает доверие и к НБУ, и к Минфину. Поэтому мы и ожидаем, что Министерство финансов отреагирует на повышение учетной ставки увеличением доходности по ОВГЗ. И это позволит увеличить объемы рыночного финансирования, а значит — минимизировать риски.

Благодаря чему банки могут повысить проценты по депозитам

В первую очередь, вырастут доходы банков по депозитным сертификатам НБУ. До повышения нашей учетной ставки они получали 9% на остатки своих свободных средств, теперь они будут получать 23%.

Если Министерство финансов повысит ставки по ОВГЗ, этот инструмент станет привлекательным и для банков.

В то же время, не стоит ожидать значительного повышения кредитных ставок. Во-первых, стоимость фондирования для банков остается низкой, учитывая ставки по выданным ранее депозитам. Поэтому, даже если сейчас банки повысят ставки по депозитам, это не будет означать, что на такой же процент вырастет общая стоимость средств банковской системы.

Во-вторых, ставки и так выросли из-за войны. Из-за нее существенно выросли риски невозврата кредитов, и этот риск банки уже вложили в стоимость кредитования.

Читайте также: Когда крупные банки начнут повышать ставки по депозитам

В-третьих, банки конкурируют за качественных заемщиков, и это будет сдерживать рост ставок по кредитам.

И, в-четвертых, большая часть кредитования сейчас по понятным причинам осуществляется в рамках госпрограмм, ставки по которым фиксированы.

Сколько НБУ продает валюты и кто ее покупает

В марте чистая продажа валюты НБУ составила $1,8 млрд, в апреле — $2,2 млрд, в мае — уже $3,4 млрд. Мы видим усиление давления на гривну. Это стало одной из главных причин, почему мы вынуждены переходить к активной процентной политике.

Валюту покупают, прежде всего, импортеры. В мае для целей импорта мы продали примерно $4,3 млрд. В то время как покупка банками в свою валютную позицию составляла $2 млрд. Часть этих средств как раз была направлена на расчеты с международными платежными системами, потребность в которых возникает с учетом расходов и снятия наличных с гривневых карт за рубежом.

В начале войны НБУ заморозил курс на уровне 29,25 грн за доллар для товаров критического импорта. И ограничил верхнюю планку для курса по операциям на межбанке на уровне «официальный курс +1%». Это позволяет сдерживать цены в Украине, поскольку 90% ввозимых товаров в настоящее время являются критическим импортом.

Мы прекрасно понимаем, что фиксация курса создает определенные дисбалансы в экономике, но пока у нас есть возможность эти дисбалансы закрывать за счет поддержки от международных партнеров.

Читайте также: Курс замер: стабильность или затишье перед бурей

Рано или поздно мы будем возвращаться к гибкому курсообразованию. И сейчас пытаемся создать предпосылки для того, чтобы свести к минимуму турбулентность во время этого перехода.

Как экономика приспосабливается к войне

Сейчас мы видим, что экономика приходит в себя после шока первых недель войны. В начале марта не работало около трети предприятий, а к концу мая — уже 14%. Но, конечно, большинство из них работает на меньших оборотах, нежели до войны.

По Киеву, например, мы видим возобновление деятельности сектора услуг. Если в марте в Киеве работало менее 500 предприятий, то к концу мая их было уже более 3000.

Если посмотреть на количество работающих отделений «Новой почты», «Розетки», «Эпицентра», то у них работает уже около 85−90% точек. Хотя понятно, что, скорее всего, проседание в объемах продаж достаточно значительное. Это, например, видно по ресторанным заведениям, где оборот составляет 65−70% от довоенных времен.

Читайте также: Рынок труда во время войны: за кем сейчас охотятся работодатели

Мы ожидаем в этом году падение экономики минимум на треть. Но падение ВВП не обязательно означает симметричное понижение показателя потребления. Да, теперь у нас гораздо меньше продукции производится внутри страны, но благодаря международной поддержке (гуманитарная помощь, финансовые ресурсы) потребление падает не так стремительно.