Первый шаг к конфискации российских активов

В среду, 27 апреля 2022 года, Палата представителей Конгресса США приняла в первом чтении законопроект Тома Малиновского о конфискации арестованных российских активов в пользу Украины.

Законопроект набрал 417 голосов «за», «против» — 8. Красочное единство представителей обеих партий.

Успешное первое чтение дает нам повод для детального рассмотрения этого документа.

Для начала, чем не является этот законопроект:

  1. Это не закон прямого действия, он не содержит механизм конфискации и передачи российских активов Украине. Фактически, это рамочный закон, скорее символический демонстративный жест, а не реальный механизм конфискации.
  2. Этот закон не касается замороженных валютных резервов Центробанка PФ, сейчас это значительно большая часть замороженных российских активов, чем активы физических лиц.

Читайте также: Как Украине получить репарации от России

Задание № 1 — отменить суверенный иммунитет

Согласно Пятой поправке к Конституции США, отобрать собственность у человека можно только в соответствии с надлежащей юридической процедурой, которой сейчас для замороженных российских активов не существует.

Поэтому законопроект предусматривает создание специальной межведомственной рабочей группы под председательством Госсекретаря США для разработки надлежащей процедуры.

Эта группа должна предоставить предложения Конгрессу через 60 дней после вступления законопроекта в силу.

Активы центрального банка иностранного государства в отношении национального законодательства США пользуются суверенным иммунитетом.

Сейчас в США исключения из статуса суверенного иммунитета существуют только для активов стран, с которыми США ведет войну.

Надо что-то менять с суверенным иммунитетом, но такие действия могут иметь непредсказуемые политические и экономические последствия.

Что подлежит конфискации

Активы (assets) иностранных лиц под юрисдикцией Соединенных Штатов, богатство которых получено путем коррупции, связанной с режимом президента России Владимира Путина или из-за политической поддержки этого режима, в отношении которых Президент США ввел санкции.

Любое имущество (property) или счета, подлежащие юрисдикции Соединенных Штатов, оценены более чем в $2 млн и принадлежат российским энергетическим компаниям или иностранным лицам, чье состояние получено через коррупцию, связанную с режимом президента России Путина или через его политическую поддержку, и в отношении которых Президент США наложил санкции.

На какие цели можно будет использовать средства от конфискации

  1. Послевоенное восстановление Украины.
  2. Гуманитарная помощь.
  3. Помощь силам безопасности правительства Украины.
  4. Поддержка беженцев и переселение беженцев в соседние страны и в Соединенные Штаты.
  5. Технологические средства и услуги для обеспечения свободного потока информации для украинцев в Украине, включая средства для противодействия цензуре в интернете со стороны российских властей, для обхода усилий российских органов власти по закрытию интернета или услуг связи, и усиления кибербезопасности государственных или неправительственных организаций.
  6. Гуманитарная помощь и помощь в развитии для русского народа, включая программы и мониторинг развития демократии и прав человека.

Никогда вновь

С точки зрения международных отношений этот законопроект принципиально меняет цель замораживания активов.

До сих пор теория и практика замораживания активов заключалась в том, чтобы вызвать изменения в поведении лица, нарушившего нормы международного права.

После изменения поведения эти лица снова должны были получить доступ к своей собственности. Законопроект Малиновского исходит из противоположного: никогда не позволить россиянам снова получить свою собственность, как бы они ни вели себя в будущем.

То есть замораживание активов в качестве средства принуждения к восстановлению нормального поведения на международной арене теряет смысл, оно становится средством наказания.

Том Малиновский утверждает, что он не намерен менять общепринятую практику замораживания активов, он предлагает конфискацию исключительно для одного-единственного вопиющего случая — российского нападения на Украину.

С его точки зрения, в России нет частной собственности в обычном смысле слова, это все государственная собственность, предоставленная властью частным лицам в управление в обмен на лояльность к власти.

Поэтому нельзя использовать нормы права, направленные на защиту реальной частной собственности, в отношении к украденной собственности в стране, где вообще не существует права.

Читайте также: Что Запад делал для России 30 лет и как этим воспользовался Кремль

У США не только политический интерес

На следующий день, 28 апреля, на сайте Белого дома было обнародовано выступление президента Байдена по поводу обращения к Конгрессу за дополнительной помощью для Украины в размере $33 млрд.

В этом выступлении, между прочим, Президент США сказал, что он направил в Конгресс пакет законодательных инициатив по увеличению полномочий по аресту и конфискации российских активов.

Этот пакет изменений, сказал Байден, «намеревается создать новые, ускоренные процедуры конфискации и ареста этой собственности. И это гарантирует, что когда активы олигархов будут проданы, средства могут быть использованы непосредственно для устранения ущерба, причиненного Россией, и для развития Украины».

Нам остается подождать, когда текст предлагаемых Байденом изменений законодательства будет доступен для анализа.

Возможно, здесь мы увидим не только политический, но и финансовый интерес США. Принятый Закон «О ленд-лизе» для Украины предусматривает, что средства за военное оборудование должны быть в будущем возвращены, поэтому конфискованное состояние олигархов, по всей вероятности, станет источником для этого возвращения.

Читайте также: Конгресс США поддержал ленд-лиз для Украины: что получим и как будем рассчитываться