Известные банкроты этого года

Для американского рынка банкротство не является чем-то необычным. В третьем квартале этого года о своем банкротстве объявили более 22 тыс. компаний. Примерно столько же их было и во 2 квартале этого года. Можно было бы подумать, что это огромные показатели, которые возникли в условиях кризиса и пандемии, но нет. В 3 квартале 2019 года количество банкротств приближалось к 23 тыс.

Однако в этом году обанкротилось самое большое за последние 10 лет количество публичных компаний. По данным S&P Global Market Intelligence, по состоянию на 19 октября таких компаний насчитывалось 527. Для сравнения: за этот же период прошлого года обанкротились 477 публичных компании.

В этом году основной удар цикла банкротств пришелся на нефтегазовый сектор. По данным юридической фирмы Haynes and Boone, за защитой от кредиторов уже обратились 33 нефтяные и газовые компании, включая такие крупные, как Chesapeake, Whiting Petroleum и Diamond Offshore Drilling. Для сравнения: за весь прошлый год в секторе было только 14 банкротств.

Еще один сектор, который показал значительный рост количества банкротств — ритейл, где уже зафиксированы банкротства 24 компаний с активами, превышающими $50 млн. По сравнению с прошлым годом — это трехкратный рост. Именно компании этого сектора больше всего пострадали от карантина.

Среди ритейловых антигероев этого года такие известные компании, как Neiman Marcus, JCPenney и Brooks Brothers. В целом, становятся банкротами компании наиболее уязвимых к локдауну секторов.

Кто еще из известных подал заявки на банкротство:

  • Victoria's Secret (одна из самых известных компаний по продаже женского белья)
  • Gold's gym (известная сеть фитнес-клубов премиум класса)
  • Hertz (крупнейшая компания по аренде авто)
  • Comcar (самый крупный грузоперевозчик)

Аналитики считают, что вторая волна корпоративных банкротств может прийтись на середину 2021, когда компании, которые влезли в огромные долги, чтобы пережить пандемию, столкнутся с проблемой выплаты долга или его рефинансирования.

Под ударом остаются компании из таких отраслей, как:

  • туризм (авиаперевозчики, круизные компании, аренда автомобилей, гостиницы);
  • энергетика (добыча нефти и газа);
  • ритейл (за исключением ритейла продуктового и товаров первой необходимости);
  • рестораны, фитнес, индустрия развлечений.

Как становятся банкротами крупные корпорации

Проблемные компании могут пройти через банкротство по двум различным процедурам - соответственно 7 или 11 главе Кодекса США о банкротстве. При банкротстве в соответствии с главой 7 (ликвидация) суд назначает управляющего, который распродает активы должника и направляет вырученные средства на оплату административных и судебных расходов, связанных с процедурой банкротства. После этого деньги распределяются между кредиторами. Но очередь редко доходит до акционеров, и чаще всего они ничего не получают.

Глава 11 предусматривает реструктуризацию долга и реорганизацию компании. При этом компания продолжает работать, но прекращаются любые кредиторские требования. Крупные корпорации, в основном, идут именно по этому пути. Часто компания аннулирует свои предыдущие акции и выпускает новые, чтобы таким образом расплатиться с кредиторами по обеспеченному и необеспеченному долгу. Акционеры, которые владели аннулированными акциями, несут убытки.

Несмотря на это, всегда остается шанс, что компания выберется из проблем. Пример такого «живого» банкрота — Pacific Gas & Electric. Компания заявила о банкротстве еще в 2019 году, но сейчас ее акции продолжают торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже и стоят около $12,5. Это далеко от максимумов нескольколетней давности, когда за акцию просили более $ 68.

Высока ли вероятность банкротства

За прошедшие 15 лет о банкротстве объявляли 16 компаний из S&P 500 (в этот индекса входят 500 крупнейших публичных компаний США). Другая ситуация с дивидендными аристократами — компаниями, которые стабильно повышают дивиденды последние 25 лет. Акции части из них существенно упали, о чем «Минфин» писал в этой статье, но о банкротстве не объявила ни одна из них.

Для того, чтобы понять, почему компании объявляли банкротство, и были ли для этого предпосылки, стоит посмотреть, как становились неплатежеспособными гиганты фондового рынка.

Chesapeake Energy

Громкое банкротство этого года. 29 июня рынок узнал давно ожидаемую новость: крупнейший американский добытчик сланцевой нефти Chesapeake Energy подал заявку на банкротство. Это не стало сюрпризом, компания не в состоянии обслуживать огромный долг из-за резкого падения цен на нефть в 2020 году.

Chesapeaske объявила о намерении реструктуризировать $7 млрд своего долга. После завершения этой процедуры компания получит $2,5 млрд, а владельцы приоритетных облигаций приобретут ее новые бумаги на $600 млн.

Акции Chesapeake, в июне пережили спекулятивный взлет на 181%, упали вниз, после чего Нью-Йоркская фондовая биржа приостановила торги ими и запустила процедуру делистинга.

Lehman Brothers

Банкротство одного из крупнейших американских банков в 2008 году, который до этого проработал более полутора сотен лет. Фактически с этого события начался мировой финансовый кризис.

Накануне банкротства учреждение стало одним из крупнейших игроков на рынке ипотечного кредитования. По состоянию на 2008 год банк выдал ипотечных кредитов на $680 млрд. При этом собственные активы оценивались лишь в $22,5 млрд.

Еще в начале 2008 года акции Lehman Brothers стоили близко к своим максимумам — почти $24. Но уже в августе за акции давали меньше $16. Фактически это был последний шанс покинуть тонущий корабль. В середине сентября банк объявил о банкротстве и цена акции упала до символических нескольких центов.

Enron

Банкротство этого энергетического гиганта в 2001 году стало неожиданностью для его акционеров, поскольку руководители корпорации прибегли к мошенничеству, чтобы скрыть состояние, в котором она находилась.

Проблемы в Enron возникли после того, как компания решила строить высокоскоростную интернет-сеть. Проект стоил сотни миллионов долларов и не оправдал себя. Тогда же руководство разработало схему сокрытия финансовых потерь. Поэтому, несмотря на то, что компания несла убытки, инвесторы видели совсем другую картину и акции росли.

Читайте также: Как выбрать брокера, чтобы купить акции за рубежом

В конце концов, осенью 2001 года скрывать потери уже стало невозможно и они попали в квартальную отчетность. Результат — быстрое падение стоимости акций. Если в октябре стоимость одной акции Enron приближалась к $40, то в момент объявления банкротства — всего 25 центов.

General Motors

Знатоки автомобильного рынка могут удивиться, увидев в списке банкротов одного из крупнейших мировых производителей автомобилей. Также все, кто хоть краем глаза следят за фондовым рынком, знают, что акции корпорации сейчас свободно торгуются.

Однако в 2009 году автопроизводитель прошел через процедуру банкротства и едва полностью не исчез. Хотя банкротство происходило в разгар мирового кризиса, проблемы в компании начались раньше. В первой половине нулевых доля General Motors на рынке США постоянно сокращалась, а у работников были неоправданно хорошие условия работы, что увеличивало себестоимость продукции. В результате в 2005 году квартальные убытки корпорации уже превышали $1 млрд, а стоимость акций опустилась до десятилетнего минимума и стоили они около $25.

Уже тогда СМИ писали, что акции достигли дна. Однако, как оказалось, дно было еще впереди. В 2009 г. в разгар финансового кризиса квартальные убытки уже достигали $6 млрд, а цена акции снизилась до 75 центов за штуку.

После объявления о банкротстве корпорацию General Motors спасли правительства США и Канады, которые на двоих вложили в нее почти $40 млрд.

Читайте также: Как заработать на электромобилях

Если кто-то решил, что эта история завершилась для акционеров хеппи-эндом, то, к сожалению, нет. США и Канада спасали фактически новое General Motors, которому достались все прибыльные активы. Именно спасатели и стали крупнейшими акционерами новой компании. Впоследствии обновленный автогигант провел IPO и правительства продали свои акции на фондовом рынке. Там они сейчас и торгуются, стоя около $44,5 за штуку.

Акционеры же «старого» General Motors за свои инвестиции никаких компенсаций не получили.

Delta Air Lines

Подобная история банкротства произошла и с одним из крупнейших американских авиаперевозчиков. Компания несколько лет переживала тяжелые времена и пыталась провести реструктуризацию активов и сократить расходы. Но в 2007 году стало понятно, что ничего уже не поможет.

После этого был согласован план выхода компании из банкротства, который предусматривал появление обновленной компании Delta с несколько измененным логотипом. Акции предыдущей авиакомпании были аннулированы, а их владельцы никакой компенсации не получили.

Банкротство на рынке авиаперевозок США — не редкость. Так, в 1991 о нем объявил некогда крупнейший американский авиаперевозчик Pan Am. Эта компания так и не сумела возродиться.

А вот когда-то пятый авиаперевозчик США US Airways о банкротстве объявлял дважды — в 2002 и 2004 годах. Впоследствии компания слилась с American Airlines.

Читайте также: Спекулировать или «купить и держать»: как выбрать стратегию на фондовом рынке

Когда в мае этого года Уоррен Баффет продал акции ряда крупных американских авиаперевозчиков по крайне низкой цене, многие эксперты обвинили его в поспешности. Но возможно, руководитель фонда Berkshire Hathaway просто видел слишком много банкротств авиакомпаний и знает, во что превращались их акции в руках не слишком расторопных инвесторов.

Как защититься

Для того, чтобы не стать жертвой очередного банкротства, инвесторам не стоит забывать о том, какие акции они держат в своем портфеле и время от времени проверять хотя бы новости, касающиеся этих компаний. А лучше заглядывать и в отчетность компаний. Хотя этот путь требует много времени.

Читайте также: Что такое ETF и как на них зарабатывать

Другой вариант — вместо инвестиций в акции конкретных компаний покупать ETF. Это обеспечит диверсификацию. К примеру, банкротство 16 компаний из S&P 500 не слишком отразилось в самом индексе. Он за 15 лет вырос более чем на 190%. А это значит, что на столько же выросли и инвестиции в ETF, которые привязаны к нему.

Алексей Писарев