Страховка от падения рынка
Упомянутые выше произведения принадлежат разным мирам, но их привлекательность обусловлена схожими факторами. Хотя арт-рынок пострадал от карантинов во время пандемии, его спасли богатые коллекционеры с неуменьшающимся аппетитом к престижным инвестициям, а также молодые покупатели, разбирающиеся в технике, с которыми галереи и дилеры смогли связаться онлайн.
Даже когда возобновятся художественные ярмарки и очные аукционы, индустрия не забудет о цифровой трансформации. В подтверждение, на прошлой неделе состоялась распродажа цифрового коллажа Everydays: the First 5000 Days Майка Винкельмана, известного под псевдонимом Beeple.
Состояние многих инвесторов выросло благодаря почти рекордным максимумам на фондовых и криптовалютных рынках. Кроме того, они были лишены возможности тратить деньги на поездки и развлечения. Поэтому те, у кого есть лишние деньги, тратятся на разные вещи. Менее богатые балуют себя сумочками Louis Vuitton и кроссовками Gucci, доводя спрос на крупнейшие бренды до докризисного уровня. Сверхбогатые могут выбрать работы Сая Твомбли.
Однако это не защитило арт-рынок от пандемии. Согласно последнему отчету экономиста в сфере искусства Клэр Макэндрю для Art Basel и UBS Group AG, мировые продажи предметов искусства и антиквариата упали в 2020 году на 22% до $50,1 млрд, по сравнению с предыдущим годом. У традиционных покупателей было меньше возможностей для покупки, поскольку ярмарки были отменены, а галереи временно закрыты. Тем не менее, продажи смогли остаться выше предыдущего минимума 2009 года, установленного на фоне мирового финансового кризиса.
Состоятельные покупатели остановили обвал на рынке искусства
Молодые миллионеры
Спад был бы намного сильнее, если бы не богатые коллекционеры, которые стали проводить больше времени дома и захотели украсить окружающее пространство предметами искусства. Аналогичная ситуация сложилась и с виртуальными работами. Проводя перед экраном еще больше времени, криптоинвесторы, заработавшие на биткоине, начали исследовать зарождающуюся сферу искусства, связанную с невзаимозаменяемыми токенами. NFT — это цифровой сертификат подлинности, работающий на технологии блокчейн.
Галереи и аукционные дома, функционирующие в Интернете, также позволили избежать более стремительного падения. По данным Макэндрю, в 2020 году Интернет-продажи предметов искусства и антиквариата достигли рекордных $12,4 млрд, что вдвое больше, чем в предыдущем году, и составили 25% от общей рыночной стоимости.
Карантин вынудил галереи, ярмарки и аукционы уйти онлайн
Переход к цифровым продажам также привел к появлению молодого поколения коллекционеров, которые более активны в Интернете и тратят больше денег. Отчет Art Basel и UBS показал, что трое из 10 состоятельных коллекционеров-миллениалов потратили в 2020 году минимум $1 млн. Доля же коллекционеров послевоенного поколения составила 17%. По словам Christie’s, 58% участников торгов на коллаж Everydays были миллениалами.
Читайте также: 5 неординарных направлений для инвестиций в 2021 году
Судя по всему, приток молодых покупателей также повлиял на вкусы на рынке, поскольку вырос интерес к молодым и более универсальным художникам. Например, согласно онлайн-базе данных Artprice.com, художник Амоако Боафо из Ганы заработал в 2020 году второй по величине доход на аукционах среди художников, родившихся после 1980 года, уступив только покойному Мэтью Вонгу.
В чем особенности криптоарта
Самым ярким проявлением сдвигов в Интернете стал рост криптоарта, который можно увидеть только на экране. Технология блокчейн упростила установление права собственности на такое цифровое искусство, что раньше не давало покоя представителям данной сферы. Прежде чем он был выставлен на аукцион на прошлой неделе, коллаж Everydays художника Beeple просуществовал меньше месяца.
Большинство изменений в Интернете сохранятся. В то время как индустрия искусства традиционно отставала от других потребительских секторов, таких как предметы роскоши и розничная торговля, в освоении технологий, пандемия заставила галереи и аукционные дома инвестировать в цифровые инструменты, такие как онлайн-туры по выставочным залам. Также появились платформы для криптоарта, такие как поддерживаемая братьями Уинклвосс торговая площадка Nifty Gateway, которые привлекают молодых коллекционеров ограниченными тиражами. Вполне возможно, что люди продолжат потреблять искусство, используя телефоны и ноутбуки.
Читайте также: Бум цифрового искусства: как селебрити зарабатывают на гифках
Пока неясно, сохранят ли богатые люди аппетит к искусству, когда смогут снова путешествовать и развлекаться. Также остается открытым вопрос, продолжат ли покупать молодые потребители. Но поскольку рынки и криптовалюты стремительно растут, а возможности тратить деньги в целом по-прежнему ограничены в течение большей части этого года, благоприятствующие факторы должны сохраниться. Такие искушенные компании, как Christie’s, будут и дальше надеяться получить прибыль от будущих Beeple так же, как они зарабатывают на Фрэнсисах Бэконах.