Уничтожение несырьевого экспорта
В Украине собираются ввести налог 10% на валютные операции.
Это просто убьет не сырьевой украинский экспорт. То, что не сделала война, украинское государство сделает собственными руками.
Все экспортеры, использующие при изготовлении своей продукции иностранные комплектующие, будут платить дополнительные 10% от оборота. Не знаю таких украинских экспортеров, которые смогут это выдержать.
Закроются все украинские промышленные компании-поставщики украинских комплектующих, ориентированные на экспорт. Все они используют импортную составляющую.
Последние пять лет, например, в Украину начало переезжать производство электрокомплектующих из ЕС и Китая для европейских автопроизводителей. На Западной Украине, в Виннице, Черкассах создано более 20 000 рабочих мест, сотни тысяч квадратных метров производственных площадей. Думаю, они закроются. В таком бизнесе EBIDA — менее 10%. Можно просто будет закрыть эти проекты, которыми мы так хвастались.
Моя компания UBC Group почти 80−90% производства экспортирует. Мы производим холодильники, все они состоят из импортных комплектующих. Даже металл мы в Украине сейчас купить не сможем.
Наши продукты — не сырье, это продукт сделан с высокой добавленной стоимостью в Украине. Мы вряд ли сможем повысить цену, чтобы заплатить 10% от оборота. У нас и так проблемы — наша компания из страны, в которой идет война.
Читайте также: НБУ отменил лимиты расчетов за границей для волонтеров, которые покупают военные товары
Украинский производитель проигрывает конкуренцию
Многие европейские и американские покупатели, с их внутренними политиками, не могут сотрудничать с поставщиком, производство которого находит на территории страны, в которой война. Для них — это риски. Американскому ритрейлеру, например, не нужны дополнительные риски снабжения, ведь своих разрывов логистических цепей достаточно, зачем им еще риск войны.
И здесь еще и наше государство придает уверенности в завтрашнем дне. Это к тому, что и так в три раза выросла стоимость логистики из Украины и в Украину. Наши турецкие или китайские конкуренты будут просто вытеснять нас с европейских рынков.
В Украине, если нас вытеснят, мы вынуждены будем сокращать или закрывать производство.
В Украине будет невыгодно шить одежду. Весь швейный экспорт ляжет. Все наши швейные заводы работают на импортном сырье. В Украине нет производства ткани.
Наше предприятие UBC Promo, например, производит в Украине и экспортирует зонты, тенты, палатки, мебель. Ткань, краску, химию, фурнитуру, комплектующие мы покупаем за границей.
В Украине не производят ПВХ. Мы в Украине делаем дизайн, печатаем, производим зонты. В Европе: от Португалии до Польши вы можете увидеть на летних площадках ресторанов наши продукты с надписью «Сделано в Украине». С налогообложением импортных комплектующих в 10% процентов, мы станем неконкурентоспособными на внешних рынках.
В современном мире в принципе все очень интегрировано. Так одна из крупнейших мировых аэрокосмических и оборонных корпораций — американская Boeing Company — использует около 40% комплектации из Евросоюза.
Читайте также: Правительство готовит новую пошлину на импорт: как это повлияет на курс доллара
Возврат контрабанды и черного валютного рынка
Выглядит странным, что «с точки зрения Национального банка, как органа ответственного за стабильность гривни, дополнительные налоги на импорт в текущих условиях должны рассматриваться как меры по усилению конкурентоспособности отечественных производителей, снижению оттока валюты из страны, уравновешению платежного баланса и сокращению дефицита бюджета» (с письма НБУ в адрес УП).
Создается впечатление, что наши теоретики в НБУ или в правительстве, которые готовят стабилизацию гривни через налогообложение оборота валюты, не понимают и не чувствуют экономику. Живут в каких-то очень теоретических реалиях.
Результатом введения этого налога будет контрабанда, черный валютный рынок, вернется бартер, как во время декретов Леонида Кучмы 1993−1994 годов, а белые производители перестанут работать. Все это уже было.
Почему всю нашу историю мы ничего не учимся, а упорно наступаем на одни и те же грабли?
Читайте также: Изменения в работе банковской системы в июле: как они повлияли на валютные операции