Состояние автомобильной отрасли

По состоянию на середину октября в мире было продано около 52 млн новых автомобилей. Это приблизительно на 8 млн меньше, чем за тот же период прошлого года. Причина не в экономических трудностях и отсутствии покупателей. Кризис поставки чипов приводит к тому, что производители просто не могут работать на полную мощность.

По оценкам экспертов, за оставшиеся месяцы наверстать упущенное не удастся и в этом году будет выпущено на 7−9 млн машин меньше, чем по итогам прошлого.

Нехватка микрочипов возникла еще в 2020 году. Во время пандемии спрос на чипы вырос в других сегментах, например, у производителей бытовой электроники, компьютеров и медицинского оборудования, а вот со стороны автопроизводителей упал. В результате, когда мировой автопром начал восстанавливаться и попробовал докупить необходимые чипы, оказалось, что выполнить заказ уже невозможно.

Читайте также: Почему автомобили подорожали и пропали из салонов

По мнению главы Volkswagen Герберта Дисса, кризис чипов продолжится и в следующем году. Так же считает и глава правления Daimler Ола Каллениус. По его словам, нехватка полупроводников может сохраниться до 2023 года. Хотя ситуация начнет понемногу налаживаться еще в этом.

«Минфин» уже инвестировал в машины

Акции автомобильных компаний, которые приобрел «Минфин», не оправдали наших ожиданий. Стоимость американского автопроизводителя GM на данный момент выросла на 9%. Этот актив переживал и стремительные взлеты (когда компания заявила о планах выпустить электрокар на базе хаммера), и резкие падения (в результате отзыва электрокара Chevrolet Bolt из-за возгораний). Сейчас, когда производитель аккумуляторов LG Energy Solution признал свою вину и готов покрыть почти все расходы, связанные с отзывом, — акции GM вернулись к росту.

Цена акций Honda за все время, что мы держали их в портфеле, практически не менялась. Сейчас акции японской корпорации на 1,18% дешевле, чем в момент покупки. Не взлетели они даже после того, как компания презентовала электрокары.

По мнению экспертов, виной тому — все тот же кризис чипов. Заводы временами работают в полсилы, а то и вовсе простаивают. Сложно прогнозировать, как нынешние проблемы повлияют на финансовые показатели в ближайшие годы.

Читайте также: Дефицит чипов может угрожать нацбезопасности. Страны начинают выпуск собственных микросхем

Оценка рынка — на дне

По мнению «Минфина», автомобильный рынок сейчас недооценен.

Основной мультипликатор, который используется для определения недооцененности или переоцененности компании — P/E. Это соотношение капитализации (то есть стоимости компании) к чистой прибыли. Например, если компания стоит миллион, а за год зарабатывает 100 тыс., то P/E равно 10.

Среднее значение P/E для акций из списка S&P 500 составляет 21. В то же время у представителей автопрома этот показатель существенно ниже. Например, у Toyota — 9,63; у GM — 6,7; Daimler — 6,48, а Volkswagen и вовсе — 5,22.

Читайте также: Маргулан Сейсембаев об успехе «глупого» портфеля и почему наличие ума не гарантирует заработка

Еще ниже эти показатели у BMW (Bayerische Motoren Werke) — 5,06. Столь низкий P/E в случае с «баварцами» возник из-за существенного роста прибыли. Так, во втором квартале этого года чистый заработок автоконцерна составил 4,77 млрд евро. А в первом квартале — 2,81 млрд. Для сравнения: за весь 2020 год BMW заработал 4,92 млрд, а в доковидный 2019 — 6,97 млрд, то есть меньше, чем за первое полугодие этого. Оценка компании отстает от финансовых показателей, что и приводит к недооцененности.

В чем секрет успеха

Можно подумать, что кризис чипов обошел стороной немецкого производителя. Это не совсем так. Действительно, BMW повезло с поставщиками, поэтому концерн пострадал меньше некоторых конкурентов. Но все же проблема задела и его.

Секрет успеха в другом. И автолюбителей такое объяснение не порадует. Дефицит привел к подорожанию автомобилей, а значит, и доходность производителя пошла вверх.

В компании ожидают, что ограничение поставок полупроводников еще больше повлияет на производство и поставки клиентам в ближайшие месяцы. Тем не менее, там прогнозируют, что рост цен как на новые, так и на подержанные транспортные средства, компенсирует снижение объема продаж.

В конце сентября автопроизводитель повысил ожидаемый годовой прогноз рентабельности с 7−9% до 9,5−10,5%. Как-никак, их товар дефицитный.

Нарастить прибыль, по сравнению с прошлым и даже 2019 годом, удалось и многим другим автопроизводителям. В частности, представителям нашего портфеля — Honda і GM. Но BMW на их фоне выглядит все же уверенней.

Читайте также: Куда инвестируют профессиональные инвесторы

Производственные планы

Флагманский бренд корпорации, как очевидно, BMW. По количеству проданных автомобилей в этом году данная торговая марка на 10 месте, немного опережая Mercedes-Benz. В прошлом году все было наоборот.

Также концерну принадлежит бренд Mini (55 место в мире) и Rolls-Royce. Последний не входит в топ-100 самых популярных марок в мире, но, очевидно, берет вовсе не количеством.

В то время, когда крупные автопроизводители «электрифицируются», BMW, похоже, от них отстает. На массовом сегменте дебютным электрокаром корпорации стал хорошо всем известный i3. До конца этого года корпорация решила расшириться на этом рынке до 5 моделей. В частности, в продажу поступили Mini Cooper SE и кроссовер BMW iX3.

«Свежий» электрокар Mini Cooper SE

Но настоящий рывок компания планирует сделать в ближайшее время. Уже к 2023 году планируется выпуск 13 моделей электромобилей. Да, догнать Volkswagen с его суперпопулярным ID.3 вряд ли получится, но и цели такой нет. BMW сосредоточена на другом сегменте.

Читайте также: Топ-10 книжных новинок о деньгах и инвестициях

В планах «баварцев» и большой сюрприз. На 2025 год запланирован выпуск Neue Klasse — так принято называть седаны, которые выпускались с 60-х до середины 70-х годов, и в свое время сделали революцию на автомобильном рынке. Через 4 года нам обещают презентацию нового представителя этого легендарного семейства.

BMW 1500, выпущенный в 1961 году, — первый представитель Neue Klasse.

Несмотря на отставание в разработке электромобилей, руководство BMW излучает спокойствие. В компании заявляют, что если к 2030 году в некоторых регионах или странах будут введены ограничения на продажу машин с ДВС, то корпорации будет что предложить на замену.

Решение «Минфина»

Редакция приобрела 2 акции BMW в наш европейский портфель за 175 евро с учетом брокерской комиссии. Почему мы решили рискнуть и связаться с еще одним автопроизводителем?

Первый аргумент — неоцененность компании. Второй — ожидание изменений. Если, скажем, Volkswagen уже презентовал свои новейшие электрокары и рынок уже оценил новшества, то у «баварцев» все еще впереди. В значительной степени наша инвестиция — это надежда на хорошие новости в будущем.

Уже после того, как мы купили акции, BMW опубликовал статистику за третий квартал. Прибыль оказалась несущественно, но выше, чем говорили эксперты, достигнув 2,9 млрд евро. Это меньше, чем в предыдущем квартале, но на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Компании удалось нарастить прибыль в условиях, когда поставки автомобилей, по сравнению с третьим кварталом 2020 года, упали на 12%.

Читайте также: Как зарабатывать на активной торговле криптовалютами

Позитивный отчет приободрил инвесторов. В момент написания статьи акции в нашем портфеле стоили уже 182,24.

В целом, благодаря существенному росту BMW и объединённым показателям Vivendi и Universal Music, наш европейский портфель должен был быть в плюсе чуть больше, чем на 10 евро. В тоже время последняя компания подбросила проблем. Как мы уже рассказывали, французский медиа-холдинг провел IPO Universal Music, в рамках которого на каждую акцию Vivendi передал по акции музыкальной корпорации. Стоимость новых акций автоматически была вычтена из старых. Но недавно Interactive Brokers «обрадовал» нас: поскольку акции Universal Music были зачислены нам как дивиденды от Vivendi, мы должны выплатить французский налог на дивиденды. В результате, с нас было списано чуть больше 20 евро. Возможно, нам еще удастся убедить брокера, что акции двух компаний фактически были разделены, и в результате никакого дохода мы не получали. Но на данный момент из-за этой ситуации наш портфель в минусе почти на 10 евро.

Европейский портфель «Минфина»

Актив Количество акций Цена акции на момент приобретения, евро Цена актива на момент приобретения (с учетом комиссии), евро Цена актива на момент написания статьи, евро Доходность актива с учетом комиссий, евро Доходность актива с учетом комиссий,%
Vivendi SE (+Universal Music) 3 33,25 101 110,56 9,56 9,5%
Hochtief Aktiengesellschaft 2 69,66 140,56 134,82 -5,74 -4,1%
iShares STOXX Europe 600 1 46,81 48,06 47,92 -0,14 -0,3%
Bayerische Motoren Werke (BMW) 2 86,86 175 182,24 7,24 4,1%

С нашим американским портфелем дела обстоят куда лучше. На данный момент он в плюсе на $204,35 (с учетом проданных акций и полученных дивидендов). Таким образом, общая его доходность составляет 6,8%.

Ключевое изменение последнего времени — подорожание акций Endo International, долгое время находившихся в «красной» зоне. Благодаря положительному квартальному отчету они взлетели в пятницу на 25%, перекрыв предыдущее падение.

Читайте также: Топ-10 лучших брокеров, которые доступны украинцам

На прошлой неделе редакция вышла из акций Spotify, зафиксировав прибыль в 11%. Как оказалось, акции музыкального сервиса после этого продолжили расти, но дольше держать техгиганта в условиях нестабильности рынков мы не решились.

Американский портфель «Минфина»

Актив Количество акций Цена акции на момент приобретения, $ Цена акции на момент написания статьи, $ Изменение цены актива за неделю, $ Изменение цены с момента приобретения, $ Доходность
BP (инвестиции) 5 22,6 28,21 -7,55 28,1 24,82%
WisdomTree Wheat 2 6,12 7,63 0,43 3,03 24,75%
VanEck Vectors Agribusiness 3 81,44 96,95 5,2 46,53 19,04%
Usana Health Sciences 2 86,4 102,39 4,59 31,99 18,51%
Endo International 19 5,53 6,43 35,25 17,2 16,36%
Roblox 1 68,74 78,78 -5,3 10,05 14,61%
McDonald's Corporation 1 233,23 255,52 16,69 22,24 9,53%
SPDR Russell 1000 Yield Focus 2 90,49 98,72 1,35 16,47 9,10%
General Motors 1 53,5 58,35 0,4 4,85 9,06%
BP (спекуляции) 4 27,05 28,21 -6,04 4,6 4,29%
Brown-Forman Corporation 1 69,04 72,2 1,94 3,17 4,28%
Bunge Limited 1 89,49 91,93 3,66 2,44 2,72%
Magellan Midstream Partners 2 47,65 48,28 -7,06 1,27 1,33%
ProShares Bitcoin Strategy ETF 2 42,99 42,66 3,95 -0,66 -0,76%
Honda Motor 2 29,55 29,2 -1,8 -0,7 -1,18%
SPDR Gold Trust 1 172,08 169,85 1,58 -2,25 -1,30%
WisdomTree Corn 6 22,41 21,15 4,86 -7,56 -5,62%
Sinopec Shanghai Petrochemical Company Limited 3 23,83 22,35 -5,82 -4,44 -6,21%
Delta Air Lines 2 50,67 44,66 9,77 -12,02 -11,86%
Momo Inc. 3 15,47 13,15 -0,64 -6,96 -14,99%
iPath Series B S&P 500 VIX Short-Term Futures ETN 5 33,63 20,63 -4,72 -64,99 -38,65%
Baozun Inc. 1 35,19 16,75 -3,22 -18,44 -52,40%

Поделитесь своим мнением, готовы ли вы вложить деньги в автомобильные компании, или же выбрав этот путь «Минфин» совершил ошибку?