8,5 из 10: результат весенних сборов МВФ для Украины

Если бы вы меня спросили, насколько успешной была поездка для украинской делегации на Весеннее собрание МВФ по десятибалльной шкале, я бы сказал — 8,5. Я обычно скуп на оценки, поэтому для меня это очень высоко. Такого успеха, по-моему, еще не было никогда в истории.

Никогда еще министр финансов Украины не выступал на заседаниях глав минфинов и центробанков G7 и G20. У премьера были встречи с Байденом, Йеллен, Георгиевой, Мальпасом, Остином. У главы НБУ — с Лагард, десятком глав ведущих центробанкиров мира. Во всех встречах Украина была в центре дискуссии.

Очень правильно, что украинская делегация приехала говорить именно о краткосрочных потребностях. Эта цифра — $5 млрд, нужных бюджету в месяц, — обсуждалась еще до Собрания.

Важно, что она была согласована с МВФ, к ней ни у кого нет вопросов. Глава МВФ Кристалина Георгиева сама озвучивала ее на нескольких мероприятиях — во время встреч и до них. Она пообещала премьеру, что будет амбассадором поиска этих средств.

В ходе круглого стола доноров во Всемирном банке была озвучена поддержка Украины многими странами в размере более $4 млрд, $2,2 млрд — новые деньги. Так что конкретика есть, но денег пока недостаточно.

Читайте также: 500 млрд евро на восстановление Украины: кто и как поможет нам подняться из руин

Три источника финансирования

В целом у нас есть три источника финансирования краткосрочных потребностей.

  1. Непосредственно из бюджетов разных стран. Это означает, что расходы на помощь Украине должны быть зарезервированы, в то время как бюджетный процесс на 2022 год завершился в середине прошлого года. Странам нужно находить средства для поддержки Украины, и уже есть те, кто выразил готовность решить этот вопрос буквально в ближайшие недели, в частности, через изменение своего законодательства.
  2. Средства центральных банков. Здесь есть преграда — ЕЦБ прямо запрещает центробанкам выдавать кредиты или гранты из своих резервов. Но деньги у них есть как физически, так и в виде SDR, распределенных МВФ в прошлом году в рамках борьбы с последствиями пандемии. Во время встречи был найден потенциальный выход, как их использовать. В ближайшие недели будем работать над этим.
  3. Частные деньги. Я бы очень не хотел, чтобы реконструкция Украины проводилась только на деньги доноров или правительства. После войны мы должны выйти с частной, а не государственной экономикой.

К сожалению, мир не столь стремителен и смел, как Украина. Но работа ведется, и деньги однозначно будут найдены.

Читайте также: План Маршалла для Украины: что предлагают 8 ведущих экономистов мира

Бланк-чеки просто так никто не выпишет

Относительно поиска средств для реконструкции модернизации Украины после войны.
Считаю, что между позициями «мировое сообщество должно дать деньги Украине, и она распоряжается ими как хочет» и «деньги остаются в карманах европейцев и американцев, а Украина постоянно должна выпрашивать их на каждый проект», правда должна быть посредине.

Относительно программы восстановления необходим жесткий ownership — страну должны строить украинцы. Видение будущей Украины должно производиться в Украине. Но стоит понимать, что нам никто не выпишет просто так бланк-чеки. Я вижу выход в кооперации между украинскими властями и существующими мультинациональными структурами и частным сектором.

Задача Украины — координировать доноров

Как известно, после Второй мировой войны для реализации Плана Маршалла было создано специальное агентство, которое затем стало OECD. Недавно в одном из документов предлагалось создание такого же международного агентства и для реконструкции Украины. Не уверен, что это верный путь.

В конце 1940-х годов, когда внедрялся План Маршалла для Европы, только создавались такие мультинациональные структуры, как МВФ и Всемирный банк, Евросоюза не было. ЕБРР и ЕИБ были созданы гораздо позже. То есть институциональная среда в мире была совсем иной.

За последние 75 лет мир прошёл большой путь координации ряда крупных проектов. Не думаю, что в создании дополнительного института для восстановления Украины есть большая потребность. Нам бы справиться с конкуренцией, уже ощущаемой между существующими донорами. Нашей целью должна быть их координация.

Но я бы не отказывался от технической помощи и советов иностранных экспертов — в мире было много проектов реконструкции стран: Балканы, Афганистан, Ирак, Иордания, Палестина, Колумбия, Либерия, Руанда, Кипр, Южная Корея, был проект унификации Германии. Необходимо изучать их опыт и ошибки.

Над украинским планом Маршалла сейчас работает несколько групп. Их идеи не конфликтуют, а дополняют друг друга. Моя идея — объединить их. Планируем провести воркшоп, чтобы они обменялись идеями и начали работать вместе. Пока ни один из их документов не дает нам всеобщего видения — что мы хотим построить.

Читайте также: План Маршалла для Украины должен включать полное открытие рынков ЕС

Что нужно после войны

Точно нужно заякорить, что мы в будущем станем членами Евросоюза. При этом нужно понять, будет ли план модернизации частью плана вступления в ЕС или это будут параллельные процессы.

Второе — «зеленая экономика» не только на уровне промышленности, но и в транспорте, строительстве городов и т. д. Мы можем стать страной, которая покажет всему миру, что зеленая экономика может работать, стать своеобразной лабораторией зеленой экономики в Европе.

Третье — встраивание Украины в глобальные цепочки создания стоимости международного частного бизнеса. Мы должны научиться эффективно использовать наше географическое положение.

Мировые наработки в диджитализации можно направить, например, на реформирование государственного аппарата, который должен стать гораздо меньше и мобильнее.