Почему ЕС нужен был потолок цен на российскую нефть
У идеи ценового потолка две цели — не допустить ценового взрыва на мировом рынке и ограничить российскую выручку от экспорта нефти.
С 5 декабря в силу вступил восьмой санкционный пакет ЕС против PФ. Среди прочего, он предусматривает полное эмбарго на морские поставки нефти из страны-агрессора в Европу и запрещает работать с российской нефтью европейским судоходным компаниям и страховщикам. А это очень серьезно: совокупно они обслуживают 95% мирового рынка поставок.
Этот запрет означал бы практически полную заморозку всей мировой торговли нефтью из России и, соответственно, резкий скачок цен на это сырье. Чтобы этого не допустить, США и их партнеры предложили компромиссный вариант: разрешить судоходным компаниям и страховщикам обеспечивать поставки российской нефти, но только, если цена сделки не превышает определенного уровня — это и есть ценовой потолок.
Суть «нефтяного» решения
Страны Европейского Союза долго не могли определиться с потолком цен на российскую нефть. Большинство настаивали на цене в $65−70 за баррель. Категорически против выступала Польша, по мнению которой такая цена слишком высока, а потому не может нанести серьезный ущерб российской экономике. Поляки предлагали установить ценовой потолок на уровне $30−40.
В итоге, сошлись на компромиссном уровне — $60 за баррель. Введение ценового потолка разрешает судоходным компаниям и страховщикам обеспечивать поставки российской нефти.
При этом, в соглашение вошло несколько дополнительных условий. Во-первых, уровень нефтяного потолка будет пересматриваться каждые два месяца. Во-вторых, максимальная цена должна всегда быть на 5% ниже среднерыночной стоимости нефти.
Решение ЕС поддержали G7 и Австралия, и также установили ограничения. Но соблюдать потолок цен придется и всем другим странам, иначе они будут вынуждены искать страховщиков и танкеры вне Европы, что значительно повысит их издержки.
Наблюдатели разделились на два лагеря. Скептики указывают, что потолок $60 не сильно отличается от текущей рыночной цены на российскую нефть, и поэтому не имеет смысла (по состоянию на 2 декабря цена российской нефти Urals составила $63,85). Защитники этой цифры говорят, что это лучше, чем ничего. «Механизм ограничит рост цен на российскую нефть и вызовет дальнейшее падение российской экономики в 2023 году», — сказал замминистра финансов США Адейемо.
Читайте также: Нефть дешевеет: почему это важно для Украины именно сейчас
Какие варианты остались у России
По подсчетам экспертов, себестоимость добычи российской нефти составляет около $20−40 за баррель. Если учесть расходы на логистику по доставке нефти в порты для экспорта, это еще +$15−20. Иными словами, нынешний ценовой потолок точно не вгонит агрессора в убытки. Эксперты поясняют, что цель решения Евросоюза в другом.
«Сейчас главная задача — не заставить Россию снизить добычу на фоне низкой цены, а помешать ей получать сверхдоходы. Нащупать ту точку, когда поставки на рынок российской нефти сохранятся, чтобы не спровоцировать топливный кризис, но прибыль от этого Россия получать не будет», — говорит директор украинской консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
К тому же, стоимость нефти в мире может вырасти, например, как это случилось в марте, когда баррель стоил $140. Но профит от таких взлетов России не светит, поскольку цена ее барреля теперь уже зависит не от рынка, а от воли ЕС.
В ответ на введение ценового потолка, Москва в привычной манере пригрозила Европе прекращением любых поставок.
Уже к октябрю, по оценке Международного энергетического агентства (МЭА), объем российского экспорта в Европу снизился примерно до 2,5 млн баррелей в сутки с 4 млн б/с до полномасштабной войны. После 5 декабря из этого объема выпадет 1 млн б/с сырой нефти, а после 5 февраля 2023 г. — еще 1,1 б/с нефтепродуктов.
«Полный отказ от поставок нефти будет генерить большой убыток, поскольку приведет к сворачиванию оборотов добычи, — следовательно, придется закрывать скважины, а это минус рабочие места, минус налоги
Читайте также: США на 90% убили российский «Мир»: что сделают новые санкции против РФ
Сейчас PФ пытается диверсифицировать нефтяные поставки. По информации FT, Россия активно скупает старые танкеры, чтобы увеличить экспорт нефти в Китай, Индию, Турцию, которые с удовольствием скупали российское сырье по дешевке, пока другие ограничивали его закупки. Впрочем, для России эти поставки тоже не обеспечат сверхдоходов.
Реакция Украины
Украинская власть не скрывала своего разочарования решением европейцев. «Это слабая позиция. И лишь вопрос времени — все равно придется применять более сильные инструменты. Жаль, что это время будет потеряно», — заявил президент Владимир Зеленский в видеообращении 3 декабря.
Он говорит, что нынешний ценовой потолок, в любом случае, позволит России заработать около $100 млрд за год, которые пойдут на войну и дальнейшую дестабилизацию тех стран, которые пытаются сейчас избежать серьезных решений.
Тем временем, многие эксперты обращают внимание на другой аспект. По их словам, на данном этапе важна не столь цена, как само решение.
«Само по себе введение ограничения на цену на нефть — это уже важное решение. По сути, страны договорились между собой, что будут контролировать цену на российскую нефть. Иными словами, ЕС выбил из рук России инструмент шантажа», — считает глава правления ассоциации «Нефть и газ Украины» Андрей Закревский.
Сергей Куюн также говорит, что не стоит воспринимать решение наших союзников о потолке в $60/б на российскую нефть, как измену.
«Вопрос не в цене, а в том, чтобы не было дефицита. Потому что получим и дефицит, и космические цены», — объясняет он.
Конечно, хотелось бы, чтобы цена была ниже и ее удар по экономике России был более ощутимым. Но не исключено, что это могло бы навредить всему рынку.
«Это бизнес, и надо понимать, что если бы цена на российскую нефть была психологически низкой, это привело бы к открытию черного рынка. $60 — однозначно не суперцена, но это сделало нефтяной рынок интересным для инвесторов, а не для спекулянтов», — подчеркнул Закревский.
Что будет с топливом у нас
Пока ситуация на рынке складывается не лучшим образом. Все застыли в ожидании новых санкций и не спешат выходить со своими объемами. А вдруг цена подскочит и можно будет больше заработать. А может, некоторым вообще нельзя будет экспортировать. В связи с этим, рынок топлива и, в первую очередь, украинский, уже ощущает дефицит.
Но такая ситуация — дело времени. Сергей Куюн уверен, что нас ждут 2−3 месяца турбулентности, пока европейский рынок не адаптируется сначала к нефтяным, а затем и нефтепродуктовым санкциям.
«Этот период нужно просто пройти, как мы, в свое время, прошли гораздо более сложный этап перестройки рынка весной. Потому что нам пришлось заместить 100% довоенных источников, а Европе предстоит найти „всего“ 40%», — отмечает директор украинской консалтинговой группы А-95.
По мнению экспертов, цены могут подскочить, но не существенно. Андрей Закревский предполагает, что коридор составит $70−90 за баррель. Эксперт считает, что это не та цена, которая может привести к значительному подорожанию топлива.
Читайте также: Потребители скупают генераторы: накроет ли Украину топливный кризис