Прогноз не равен плану

Госбюджет — это не только финансовый план страны, но и закон. Если бы законом устанавливалось значение обменного курса, то надо было бы его обеспечить. Но дело в том, что в Госбюджете не имеет значения обменный курс. Это — только технический показатель. Госбюджет утверждается в гривне, однако в нем есть отдельные статьи доходов и расходов, привязанные к иностранной валюте. К примеру, доходы от налогообложения импорта или выплаты по внешнему долгу. В соответствии с целью расчета показателей Госбюджета используется прогнозное значение обменного курса.

Однако ни плана по обменному курсу, ни ответственного за его реализацию не существует. В этом можно убедиться, сравнив прогноз обменного курса гривны, использованный для учета показателей проекта Госбюджета, и его фактические значения.

На самом деле, за формирование обменного курса отвечают экономика и законы рынка. Игнорирование этих законов приводит к тяжким последствиям. Практика фиксации Нацбанком обменного курса в прошлом всегда завершалась одинаково — валютным кризисом и потерей страной международных резервов. Этот урок был усвоен. С 2014 года Украина перешла от фиксирования курса к плавающему обменному курсу.

При таком режиме именно баланс между спросом и предложением на валютном рынке определяет, в какую сторону двигается курс. НБУ же, со своей стороны, выходит на валютный рынок для выполнения лишь двух задач: покупки валюты для пополнения международных резервов Украины (при условии избыточного предложения валюты) и сглаживания резких движений обменного курса как в сторону девальвации, так и в сторону укрепления гривны.

Гибкое курсообразование позволяет экономике найти равновесие. Например, в этом году из-за быстрого возобновления потребления и ограниченных возможностей бизнеса наращивать предложение товаров и услуг инфляция растет в мировом масштабе и в Украине. В то же время, есть благоприятная мировая конъюнктура для нашего экспорта (в частности для металлургов и аграриев), и вдобавок рекордный урожай зерновых. В результате экспортеры продают значительные объемы валютной выручки, а гривна укрепляется. Укрепление гривны — мощный фактор утихомиривания инфляции, ведь в потребительском наборе украинца удельный вес импорта составляет 35%, а цены на импортные товары зависят от курса. Следовательно, экономика находит определенный баланс, как следствие, инфляция снижается. По прогнозам НБУ, инфляция замедлится до однозначного уровня в конце этого года и до 5% к концу следующего.

При этом, если бы НБУ пытался зафиксировать курс, например, на уровне начала года, чтобы приблизить факт к «бюджетному плану», у инфляции не было бы шанса снизиться. Напротив, по нашим оценкам, она бы и дальше ускорялась в следующем году. А это уже очевидный конфликт с законодательно определенной приоритетной целью НБУ по обеспечению низкой и стабильной инфляции.

Что меняет закон

Существование требования о предоставлении курсового прогноза НБУ для целей бюджетного планирования создает риски ошибочного ее восприятия как «планового курса в бюджете». Поэтому изъятие этой нормы является вполне логичным решением, согласующимся с применением плавающего курса.

Законодательными изменениями, которые находятся на подписи у Президента, норма относительно предоставления НБУ прогноза обменного курса заменяется другой нормой. Теперь НБУ и правительство могут проводить взаимные консультации, в частности, по прогнозу основных макроэкономических показателей, включая показатели обменного курса.

В сущности, так всегда и происходило. НБУ — независимый орган, но важна координация его политики с политикой правительства. Для этого необходимо понимание того, как правительство и НБУ видят будущее развитие событий. Специалисты министерств (прежде всего Минэкономики и Минфина) и НБУ обмениваются своими прогнозами и дискутируют.

Однако у макроэкономических прогнозов НБУ и правительства разное целевое назначение. Прогноз НБУ, прежде всего (но не исключительно), предназначен для того, чтобы определить уровень учетной ставки, который позволит привести инфляцию к цели 5%, а правительству, прежде всего (но также не исключительно), — для того, чтобы спланировать Госбюджет. В соответствии с целями различаются и подходы создания этих прогнозов. У двух разных прогнозистов расчеты не могут совпадать, поэтому и результаты тоже, как правило, разные.

Читайте также: Валютные депозиты снова подешевели

Обменный курс — неотъемлемая составляющая любого макроэкономического прогноза. В частности, он содержится и в правительственном прогнозе, используемом для подготовки проекта Госбюджета. И, учитывая, что прогнозы Минэкономики и НБУ отличаются, учитывая их разные цели, норма относительно предоставления прогноза обменного курса по макроэкономическому прогнозу НБУ была ненужной.

Несостоявшийся прогноз

Прогнозам свойственна одна неизменная характеристика — они редко сбываются до последней цифры.

Курсовой прогноз правительства в этом году также не оправдался. Госбюджет в определенной степени чувствителен к курсовым колебаниям. При ревальвации гривны при прочих равных условиях бюджет теряет на налогах от импорта, но экономит на выплатах по долгу, номинированному в иностранной валюте. Однако в целом недопоступления выше. В то же время, в этом году большие налоговые поступления вполне это компенсируют за счет более высоких, чем прогнозировалось, цен и роста потребления. Доходы бюджета за 9 месяцев перевыполнены почти на 30 млрд грн.

Читайте также: Сколько денег держать в «тупом» кэше и в какой валюте. Что советуют профессионалы

Обычно в бюджетный прогноз закладывается предположение о девальвации гривны, что является более благоприятной ситуацией для поступлений. Но при плавающем курсообразовании существует вероятность как ревальвации, так и девальвации. Поэтому, чтобы потом не считать потери от ревальвации, следует закладывать в прогноз более консервативные предположения относительно обменного курса. Здесь, как говорится, пессимист всегда в лучшей позиции — либо окажется прав, либо будет приятно удивлен.