Мнения о криптовалютах разделились
От наблюдения за ценой биткоина кружится голова. На торгах 14 апреля 2021 года, когда на NASDAQ состоялось IPO криптобиржи Coinbase Global, биткоин достиг рекордного максимума в $65,5 тыс.
Для криптовалюты стало уже привычным делом расти к новым высотам на фоне событий, укрепляющих ее в статусе мейнстримного актива. Первое подобное параболическое ралли произошло в конце 2017 года, когда биржа CME начала проводить сделки с фьючерсами на биткоин. Листинг Coinbase стал очередным таким громким событием в пока непродолжительной истории биткоина.
Джек Дорси, основатель платежной компании Square и социальной сети Twitter, как-то заявил, что в конечном итоге биткоин «объединит мир».
Иного мнения придерживается Уоррен Баффетт, главный исполнительный директор Berkshire Hathaway, считающийся одним из величайших инвесторов нашего времени. Он назвал биткоин «крысиным ядом в квадрате».
Восторга от криптовалют никогда также не испытывал глава JP Morgan Джейми Даймон. Пару лет назад, в декабре 2019 года он назвал биткоин «обманом», сказав: «Это даже хуже, чем тюльпановые луковицы. Ничем хорошим это не кончится. Будут жертвы. Биткоин ненастоящий, рано или поздно его запретят».
Фьючерсы на биткоин в то время торговались в диапазоне $6 420 — $7 965. На торгах 15 октября 2021 года биткоин стоил $63 180 — почти в восемь раз больше.
На прошлой неделе Даймон с удвоенной энергией атаковал биткоин, заявив: «Я лично считаю, что биткоин ничего не стоит. Но это сугубо личное мнение. Мне все равно, меня это никак не касается. Я, например, считаю, что людям не стоит курить. Наши клиенты — взрослые люди, они не согласны. Так работают рынки. Поэтому если они хотят иметь возможность купить или продать биткоин, мы можем предоставить им законный и максимально прозрачный доступ».
Кто бросил вызов Даймону
Дэниел Мастерс был успешным нефтетрейдером в JPMorgan и Phibro Energy. Перед тем, как его умом овладели криптовалюты, он управлял хедж-фондом Global Advisors. Сейчас Дэниел является исполнительным председателем CoinShares, пионера в области инвестирования в цифровые активы. Когда он руководил нефтяным департаментом JPMorgan, Джейми Даймон был его начальником.
На прошлой неделе Дэниел отреагировал на последние заявления Даймона, разместив в LinkedIn следующий комментарий:
«Джейми Даймон, ты утверждаешь, что испытываешь „уважение“ к людям корпоративного мира #cnbc, чего, очевидно, не скажешь о неутомимом сверхумном сообществе #bitcoin. Пожалуйста, подтверди свои слова деньгами. Я ставлю $10 млн на то, что спустя один год BTC обгонит по динамике JPM. Пора покончить с пустой болтовней и перейти к действиям».
Дэниел поставил $10 миллионов на то, что к концу рабочего дня 11 октября 2022 года биткоин обгонит по динамике акции JP Morgan. Фьючерсы на биткоин 11 октября 2021 года торговались по $57 885, а одна акция JP Morgan стоила $166,64.
Читайте также: Самые перспективные альткоины 2021 года
Вызов, брошенный Дэниелом, напоминает историю из 1980-х между трейдером бондами Джоном Меривезером и его начальником в Salomon Brothers Джоном Гутфройндом, предложившим своему подчиненному сыграть в покер лжецов на $1 миллион.
Никакой реакции от Даймона на пари Дэниела пока не последовало. Стоимость биткоина с 11 октября к 15 октября возросла на 9,15%. Акции JP Morgan незначительно снизились и 15 октября стоили $166,61 за штуку.
Цены говорят сами за себя
Тренды отражают настроения участников рынка, которые являются главным фактором, определяющим направление цены. У биткоина и многих других криптовалют действительно немало противников, но спорить с трендом последних 11 лет очень трудно.
Объяснения здесь были бы излишними: биткоин — это «бык».
Джеймс Шуровьески в своей книге «Мудрость толпы», увидевшей свет в 2004 году, высказал мнение о том, что группы людей умнее индивидуумов, и именно коллективная мудрость формирует облик бизнеса, экономики, обществ и наций. Успех биткоина стал воплощением идей Шуровьески.
Читайте также: Заработали на Ethereum 260% и купили «убийцу эфириума»
И пускай «эксперты» ненавидят биткоин и 12 800 других криптовалют — толпам они нравятся.