Об учетной ставке и ставке по ДС
Повышение ставки до 25% в начале июня стало ответом на инфляционные процессы в Украине. Напоминаю: сегодня инфляция в Украине составляет 26,5% (инфляция в ноябре в годовом измерении — ред.), а значит, учетная ставка НБУ отрицательная в реальном измерении.
Ставка по депозитным сертификатам (ДС) на уровне 23% соответствует действующему дизайну монетарной политики — учетная ставка +/-2%, а средства, которые начисляются банкам по депозитным сертификатам, являются платой за реализацию антиинфляционной монетарной политики.
Конечно, процентные расходы по ДС уменьшают финансовый результат Нацбанка. Однако, получение прибыли не является целью НБУ — его основной целью, согласно законодательству, является достижение и поддержание ценовой стабильности. Без сомнения, структурный избыток ликвидности тормозит монетарную трансмиссию, которая и до войны не была образцовой, учитывая низкое проникновение кредитования в экономике.
В банковском секторе сегодня избыток ликвидности. Поэтому снижение ставки по депосертификатам привело бы к общему снижению стоимости денег в экономике. А это будет противоречить антиинфляционной политике Нацбанка.
В то же время, НБУ уже принял решение о повышении обязательных резервов по текущим счетам в гривне и в инвалюте на 5 п.п., а также позволил банкам покрывать до 50% общего объема обязательных резервов за счет бенч-марк ОВГЗ (облигации с самым высоким рейтингом — ред.). Это должно стимулировать банки к увеличению вложений в государственные ценные бумаги и при этом позволить связывать больше избыточной ликвидности.
Читайте также: Что предложат банки в декабре: цены на кредиты, депозиты, облигации и другой сервис
О стимулировании банков
В условиях войны кредитные риски многократно вырастают. Поэтому банки действительно достаточно осторожно подходят к кредитованию, особенно в части проектного финансирования или при наличии рисков сохранения залога по кредиту. При таких обстоятельствах, очевидно, важную роль в оживлении кредитования играют государственные программы поддержки.
Я говорю о субсидировании процентной ставки или предоставлении портфельных гарантий. В то же время, Нацбанк действительно может с помощью монетарного инструментария влиять на рыночные стимулы по направлению финансовых ресурсов банковской системы в приоритетные для страны направления.
К примеру, последнее решение НБУ о возможности удержания части обязательных резервов в государственных ценных бумагах будет способствовать увеличению спроса банков на гособлигации.
О жизнеспособности банков
Вопрос выживания банков во время войны — это тест их бизнес-моделей на устойчивость. У банков с диверсифицированным портфелем активов лучше шансы сохранения платежеспособности в условиях военных действий и ухудшения экономической динамики.
В то же время, в отношении банков, бизнес-модели которых вызывают сомнения, Нацбанк уже ведет работу с менеджментом этих финансовых учреждений. Это должно позволить банкам принимать решение о дальнейшей работе на рынке и защитить интересы вкладчиков и кредиторов банков.
Читайте также: Рейтинг устойчивости банков: кто был самым крепким во время атак по энергетике
О концепции «плохого банка»
Реализация концепции «плохого банка» в Украине возможна, однако наш исторический опыт не является в этом вопросе положительным. Технически собрать неработающие активы под одним «зонтиком» — еще не значит эффективно их отработать.
Для того, чтобы это стало возможным, в Украине нужно создать работающий рынок неработающих активов, что позволит привлечь на него профессиональных инвесторов. В противном случае, банковские активы будут продаваться за бесценок. И не важно, на балансе какого банка эти активы будут находиться.
О неработающих кредитах
К началу широкомасштабной войны уровень неработающих кредитов в банковской системе имел тенденцию к снижению, достигнув своего минимума на уровне 26,5%. Однако с началом полномасштабной войны они начали расти, и сегодня этот уровень уже составляет 35,5%.
Последующая переоценка банками качества своих активов, в том числе в рамках обязательных стресс-тестов, может привести к увеличению доли NPL.
Банкам также необходимо будет готовить планы по урегулированию проблемной задолженности и восстановлению достаточной капитализации (в случае ее снижения до уровня ниже нормативных требований).
О национализации «Альфа-Банка» («Сенс Банк»)
Президент недавно подписал закон о механизме вывода с рынка системно важных банков в условиях военного положения. Там определен порядок реализации государством, в лице Минфина, права по предложению НБУ участвовать в выводе с рынка системно важного банка на основаниях, наступивших во время совершенной РФ агрессии.
В случае принятия решения об участии государства в выводе неплатежеспособного системно важного банка с рынка, Фонд гарантирования (ФГВФЛ) не осуществляет изменение размера уставного капитала такого банка, деноминацию акций, в том числе не проводится обмен денежных обязательств банка на акции допэмиссии.
Также ФГВФЛ не формирует резервы банка на покрытие убытков по активным банковским операциям и не определяет кредитный риск по всем активным банковским операциям.
Конечно, дальнейшая работа банка на рынке будет иметь место не в абстрактной среде, а потому потребует высококвалифицированного менеджмента, чтобы обеспечить положительный финансовый результат для государства.
О прогнозах по валютным вкладам
В начале широкомасштабной войны Нацбанк ввел ряд жестких ограничений на валютные операции, которые продолжают действовать, хоть и с некоторыми изменениями. Это защищает локальный валютный рынок от потери ликвидности.
Однако, действительно, нерыночный уровень банковских ставок по валютным депозитам не мотивирует граждан и бизнес держать валютные средства в банках, и ставит их в неравные условия с банками, у которых есть возможность получать рыночную доходность на валютную ликвидность.
Читайте также: Как правильно защитить долларовые сбережения
О конвертационных депозитах
У покупки инвалюты на срочный депозит по официальному курсу с обязательной обратной ее продажей по истечении срока депозита нет ограничений по сумме и количеству вкладов на одного клиента, тогда как покупка иностранной валюты на депозит без обязательной продажи ограничена суммой 100 тыс. грн в месяц.
Нацбанк ожидает, что такой инструмент также позволит связать часть структурного профицита ликвидности в банковской системе и будет способствовать увеличению конкуренции среди банков за депозиты в гривне, что, соответственно, будет стимулировать повышение процентных ставок по гривневым вкладам и улучшит монетарную трансмиссию.
И добавлю, что этот инструмент не окажет негативного влияния на международные резервы, учитывая обратную продажу иностранной валюты.
Читайте также: Банкам могут дать повод для снижения ставок по депозитам