Проблемная задолженность госбанков, негативные сценарии развития событий вокруг Приватбанка, риск неплатежеспособности ФГВФЛ и неблагоприятные внешнеэкономические условия — эти системные риски, по мнению Совета, создают опасность для финансовой стабильности Украины.
Мировая экономика и экономический рост Украины
В течение последнего года мировая экономика замедляется, в частности, экономический рост большинства стран – основных торговых партнеров Украины. Под влиянием протекционистских мер в отношениях между США и Китаем почти приостановился рост мировой торговли.
Геополитические риски для Украины усилились после эскалации агрессии РФ в Азовском море и сигналов от ряда европейских и мировых политиков, желающих «перезагрузки» отношений с Россией, несмотря на неизменно агрессивную позицию последней. Продвижение проекта трубопровода «Северный поток-2» также усиливает риски возможного прекращения транзита газа по территории нашей страны.
Экономический рост Украины замедлился в первой половине 2019 года. Среди ключевых факторов, которые продолжают поддерживать рост:
-
устойчивый внутренний спрос, которому помогает повышение заработной платы и социальных выплат.
-
замедление инфляции до целевых значений, прежде всего, благодаря жесткой монетарной политике и ответственной фискальной политике.
-
Дефицит текущего счета расширился в 2018 году, но в 2019 году ожидается его сужение благодаря рекордному урожаю зерновых и благоприятным условиям торговли, в частности низким ценам на энергоносители.
Государственный долг
В 2019-2021 годах Украине придется заплатить наибольшие суммы выплат по внешнему долгу. В случае, если возможности по привлечению средств на международных рынках капитала окажутся ограниченными, будет возникать угроза финансированию дефицита бюджета в полном объеме и рефинансированию государственного долга.
Поэтому правительство предпринимает меры по повышению фискальной устойчивости. В частности, введены новые фискальные правила в Бюджетный кодекс Украины:
-
дефицит Государственного бюджета не может превышать 3% ВВП,
-
государственный и гарантированный государством долг – 60% ВВП,
-
объем предоставления государственных гарантий ограничен размером в 3% плановых доходов общего фонда Государственного бюджета
Дальнейшее сотрудничество с МВФ является важным, учитывая возможность получения льготного финансирования от международных партнеров.
Проблемная задолженность в государственных банках
После перехода Приватбанка в государственную собственность на банки государственного сектора приходится 50% чистых активов банковского сектора и 60% депозитов населения.
На начало мая 2019 года доля неработающих кредитов в валовых кредитных портфелях госбанков составила 66.2%. Доля государственных банков в общем объеме неработающих кредитов составляла 69.8%, из них 40.7 % — в Приватбанке.
В основе стратегии реформирования госбанков лежит улучшение модели управления банками. В первую очередь, формирования независимых наблюдательных советов в этих банках. В мае правительство назначило независимых членов и представителей государства в наблюдательные советы трех банков (АО «Ощадбанк», АО «Укрэксимбанк» и АО КБ «ПриватБанк»), которые начали фактическое исполнение полномочий с июня 2019 года. Одной из ключевых задач новых наблюдательных советов станет ускорение процесса очистки балансов госбанков от проблемных кредитов.
В целом, в 2018 году государственные банки сократили просроченную задолженность на 5 млрд грн и осуществили реструктуризацию на 21 млрд грн. Самых больших успехов в реструктуризации достиг Ощадбанк.
Кредитование государственных монополий
Портфель государственных компаний в украинских банках на 01.11.2018 года превысил 110 млрд грн (включительно с финансовыми обязательствами), из них около 84% предоставлено шести крупнейшим государственным монополиям. Более 76% банковской задолженности государственных компаний было сосредоточено в государственных банках. На 01.07.2019 года задолженность госпредприятий перед государственными банками несколько снизилась. В то же время, доходы госмонополий увеличились благодаря росту тарифов и повышению эффективности операционной деятельности.
Члены Совета согласились, что следует стимулировать менеджмент государственных компаний диверсифицировать источники финансирования, в частности, привлекать кредиты в частных банках и на международных рынках, а не только в госбанках.
Риск неплатежеспособности Фонда гарантирования
В период массового вывода неплатежеспособных банков с рынка, ФГВФЛ подписал 8 кредитных договоров на общую сумму 79,71 млрд грн. Это создало риск того, что отчисления банками-участниками системы гарантирования могут быть увеличены.
По состоянию на июль 2019 года Фонд выплатил более 40 млрд грн по своим обязательствам. Остаток по кредитам составляют векселя, предоставленные Минфину в сумме 49.44 млрд грн. Поэтому вопрос реструктуризации займов Министерства финансов связан с обеспечением дальнейшей платежеспособности ФГВФЛ и действенности системы финансовой безопасности страны. По договоренностям, достигнутым с МВФ, этот вопрос должен быть решен до конца 2019 года.
Насущными вопросами в сфере системы гарантирования являются:
-
реструктуризация долговых обязательств ФГВФЛ;
-
включение АО «Ощадбанк» в систему гарантирования вкладов физических лиц;
-
внесение на законодательном уровне плана увеличения гарантированной суммы вкладов;
-
имплементация директив ЕС относительно расширения перечня участников системы гарантирования, системы раннего реагирования, механизма выведения банков с рынка, финансирования ФГВФЛ.