Как карантин повлиял на работу МФО и что происходит в сфере микрокредитования выяснял «Минфин».

Карантинные вызовы для бизнеса: адаптироваться либо исчезнуть

Согласно закону о предотвращении распространения коронавируса, микрофинансовые организации еще в марте были вынуждены перекочевать в онлайн. Так или иначе эта ситуация негативно повлияла на бизнес. Например, по словам представителей некоторых МФО, запланированные ими в начале года масштабные рекламные кампании оказались в таких условиях очень убыточной затеей. Поскольку трафик на карантине сократился как минимум на 80%.

Директор компании СС Лоун Наталия Клевакина выделяет несколько причин, по которым клиентов в МФО стало меньше. Одна из них, закрытие оффлайн отделений. Ведь существует большое количество клиентов, которые привыкли приходить непосредственно в отделение и получать наличные деньги.

Есть еще как минимум две причины: некоторым клиентам отказали МФО, прогнозируя возможные проблемы с погашением кредита, другие сами отказались от займов из-за неопределенной ситуации в будущем или потери работы со стабильным доходом. Такие обстоятельства сильно пошатнули рынок.

По словам директора по маркетингу компании СС Лоун Анны Моисеевой: «В среднем по рынку спрос упал в 2 раза, «хорошие» клиенты берут заем с минимальным риском в условиях кризиса и предпочитают не пользоваться услугами МФО. Качественных клиентов стало меньше, а клиентов, которые попадают в зону риска больше, отсюда и рост дефолта». По ее словам, в целом количество МФО в момент кризиса сократилось в 3 раза. Эта цифра может быть даже больше, поскольку некоторые компании, которые утверждают, что продолжают кредитовать клиентов, на самом деле уже несколько месяцев не работают. «Компания СС Лоун продолжает работать для своих клиентов, особенно сейчас, когда им так нужна наша финансовая поддержка. Мы любим и ценим каждого, и подтверждаем это на деле”, - заверила Анна Моисеева.

По данным СС Лоун, средняя сумма кредитов, которые предоставляют МФО, снизилась на 30%, а количество займов сократилось в 1,5 раза.

«Процент принятия заявок клиентов сократился в среднем с 75% от всего потока входящих запросов до 55%. Сейчас мы очень пристально рассматриваем клиентов, которым можем выдать заем», — рассказывает руководитель отдела верификации СС Лоун Эрика Черненко.

Кредиты физлицам во время кризиса, действительно, оказались в зоне большого риска, поскольку платежеспособность клиентов ухудшилась. По данным Всеукраинской ассоциации финансовых компаний (ВАФК), за время карантина доля проблемных кредитов в МФО выросла в три раза.

Самым проблемным оказался портфель, который МФО выдавали в феврале и начале марта. Заемщики, которые брали кредиты в этот период, не были готовы к текущим событиям. Больше всех пострадали клиенты, которые были закредитованы и рассчитывали погасить кредит за счет новых займов.

В компании СС Лоун просрочка по кредитам во время карантина выросла в 2 раза. «Доля клиентов, которые прекратили обслуживать кредиты, остается на том же уровне, что и до карантина, однако сам рынок кредитования в Украине упал в 2 раза», — отмечает Наталия Клевакина.

Председатель правления ВАФК Анна Замазеева утверждает, что все микрофинансовые организации столкнулись с рядом проблем: сокращение объема выдачи кредитов, снижение дохода кредиторов, рост проблемной задолженности, взыскания и всплеск обращений от клиентов.

Очевидно, что на рынке осталось не так много компаний которые все еще готовы кредитовать население. И многие игроки рынка не прошли проверку кризисом. Компании, которые были максимально автоматизированы в онлайне, проще адаптировались к текущей ситуации и, безусловно, легче переживут кризис.

Акции и ставки: что МФО обещают клиентам во время кризиса

Микрофинансовых организаций с каждым годом становится больше, но лишь немногие заслуживают доверия клиента. Действительно надежные компании даже во время кризиса не оставили клиента наедине с его проблемами, реагируя на ситуацию и продолжая предоставлять быструю финансовую помощь.

Например, СС Лоун ввела кредитные каникулы, которые предусматривают отмену пени и любых штрафов по кредитам в случае просрочки до 30 апреля 2020 года. При этом в компании утверждают, что большая доля клиентов, которые не могут выполнять свои кредитные обязательства, появилась в портфеле финучреждения во второй половине марта.

«Мы идем навстречу таким заемщикам и специально создаем выгодные предложения для них. Например, запустили акцию «Кредит на карантине», по условиям которой, каждый клиент, который продлевает срок кредитного договора, получает дополнительную отсрочку выплат на такой же срок.», — комментирует Анна Моисеева.

Многие МФО в условиях карантина начали использовать новые технологии и новые продукты, позволили себе эксперименты, на которые не решались ранее.

В последнее время некоторые МФО вернулись к кредитованию под 0,01%. По данным «Минфина», сейчас такие займы готовы давать 16 игроков рынка, хотя в докарантинный период таких было 23. Остались компании, которые так и не смогли восстановиться после послабления карантина.

СС Лоун, одна из немногих компаний, которая не меняла кредитные условия на время карантина. “Нам важно быть со своими клиентами в любых обстоятельствах, поэтому на время карантина мы не меняли условия кредитования. И все новые клиенты могли получить свой первый заем под минимальные 0,01%".

«Кредит под ноль могут давать только надежные компании, которые рассчитывают долго работать на рынке и удерживать лидерство. Это напрямую связано с тем, что процент возврата клиентов которые кредитовались под ноль почти 90%», — объясняет ситуацию руководитель СС Лоун.

Напомним, что СС Лоун одна из первых компаний, которая предложила «нулевой кредит» своим клиентам в рамках акции «Пасхальный ноль». Позже, с 1 по 15 мая, желающие получить кредит могли воспользоваться другой акцией на тех же условиях — «Май. Весна. Ноль». А с 15 на рынке появилось новое предложение — «100 грн за первый заем. Выходим из карантина вместе». Также сейчас для постоянных клиентов действует розыгрыш 5 электросамокатов, по условиям которого нужно оформить товарный кредит на сайте до 20 июня и испытать удачу.

Подобные акции оказались как нельзя кстати в условиях карантина и ограничений, наложенных на работу МФО. Теперь же, ситуация постепенно возвращается к норме. В апреле Кабинет министров Украины внес изменения в закон о борьбе с коронавирусом, разрешив работать не только банкам, но и кредитным учреждениям. Благодаря этому МФО, которые кредитовали офлайн, стали возвращаться к активной работе.

Это обязывает их инвестировать миллионы гривен в безопасность отделений, чтобы обеспечивать клиентов и работников масками и необходимой защитой.

Что будет дальше с рынком микрокредитования

Ситуация зависит от того, насколько долго продлится карантин и как сильно он скажется на состоянии экономики. В будущем объем рынка кредитования еще больше сократится. Компании будут буквально бороться за платежеспособных клиентов. Ведь качественный спрос не так быстро восстановиться даже после отмены карантинных ограничений.

«Если ситуация будет развиваться согласно графику выхода из карантина, то количество клиентов возрастет по сравнению с весной этого года, но на раскачку клиентов до объема январь-март уйдёт до 3 х месяцев. Традиционно первые два месяца лета отмечаются средним спросом, рост начинается в августе поэтому только в сентябре можно будет увидеть, стабилизировался ли рынок, на данный момент говорить об этом рано» — отмечает финансовый директор СС Лоун Сергей Водолазский.

В компании считают, что за счет восстановления притока новых клиентов будет также расти доля тех, кто повторно использует услуги МФО. «Люди остались без работы, им необходимы деньги, а мы создаем выгодные условия кредитования», — заявила директор СС Лоун Наталья Клевакина.

В целом МФО понесли большие убытки. Доля просрочки в портфелях компаний будет в любом случае расти. В среднем рост просрочки может увеличится в 2-3 раза. Для того чтобы люди нашли работу, а бизнес смог нарастить объемы, требуется время. Как только люди вернутся на рабочие места и их доход восстановится, население вновь будет активнее кредитоваться, ведь потребности людей не изменились, изменилась экономическая ситуация. Люди сократили необязательные траты. Посмотрите в окно — 2 месяца люди никуда не ходили, ничего не работало и кроме продуктов и медикаментов люди ничего не покупали. Есть статистика операций платежных систем: непродовольственные группы товаров просели на 60-80% за этот период. Вам не нужна новая обувь, если вам некуда в ней идти. — отметил финансовый директор ССЛоун Сергей Водолазский.

Сейчас можно утверждать, что на рынке останутся лишь те игроки, которые продолжили кредитовать своих клиентов в трудное время, как это сделала компания СС Лоун. Поэтому рынок будет наблюдать появление от наиболее активных игроков новых акций и проектов, направленных на улучшение кредитного сервиса, а также на повышение доступности продуктов микрокредитования для населения.