Менеджер отдела управления финансовыми рисками KPMG в Украине Алексей Филиппов рассказывает, какие достижения европейских коллег в работе с проблемными кредитами могут стать образцом для украинской банковской системы.
В Украине доля проблемных кредитов в портфелях банков очень существенная — более 50%. Это тормозит не только развитие корпоративного кредитования, но и экономики в целом. У банков с иностранным капиталом ситуация лучше: они уже давно неофициально копируют процедуры реструктуризации проблемных кредитов своих материнских структур. Однако среди банков с украинским государственным или частным капиталом лишь некоторые имеют подобные механизмы.
В конце июля Нацбанк установил для банков требования по работе с проблемными активами (NPL – non-performing loans). В частности, документ предусматривает создание специального подразделения по работе с такими активами. Кроме того, банки должны разработать четкую стратегию и механизмы работы с проблемными активами. Учитывая, что в Европе такие процедуры уже действуют, украинским банкам нужно просто адаптировать эти практики.
В том, что европейские банки за последние несколько лет значительно уменьшили объем проблемных кредитов, большая заслуга Европейского Центробанка (ЕЦБ). Он сделал снижение NPL-портфелей своей приоритетной задачей и провел ряд мероприятий:
- выпустил руководство по регулированию проблемных кредитов (ECB Guidance on NPLs) для внедрения единого надзорного механизма;
- ввел новые инициативы, с целью поддержки спроса на проблемные кредиты на рынке;
- ужесточил требования к составлению отчетности и раскрытию информации в рамках надзора.
Руководство ЕЦБ является примером лучших мировых практик, а некоторые из них частично вошли в постановление НБУ № 64. Поэтому украинские банки уже сейчас могут провести GAP-анализ и оценить, насколько их кредитные процессы соответствуют европейским требованиям.
Кредитный процесс любого банка состоит из трех частей. Первая – это выдача кредита, вторая – его обслуживание, а третья – оценка возможных убытков от непогашения кредита. К сожалению, довольно часто в украинских банках плохо налажена коммуникация между ответственными лицами или подразделениями, что существенно снижает эффективность кредитного процесса. Принятое Нацбанком постановление № 97 предусматривает объединение всех этапов кредитного процесса, поэтому должно помочь решить эту проблему.
Одна из инициатив ЕЦБ — усиление требований к собственным моделям оценки кредитных рисков, как к одной из основных частей определения достаточности капитала банков. Европейский регулятор считает: случаев, когда такие модели не справляются с адекватной оценкой рисков, участилось. Для Украины введение аналогичных требований является преждевременным, ведь сейчас достаточность капитала банков определяется регуляторным подходом. Однако украинский банковский сектор развивается, поэтому и у нас можно ожидать появления практики внутренних моделей оценки, хотя и не в ближайшее время.
У европейских банков есть еще один важный инструмент регулирования капитала и рисков — инструкции ICAAP и ILAAP. Они помогают внедрять политики и процедуры определения требований к собственным средствам и управлению риском ликвидности.
В рамках так называемого Основания І (Pillar I) ЕЦБ выделяет три главных риска банковской деятельности:
- кредитный;
- операционный – касается любых операционных потерь;
- рыночный — изменение стоимости ценных бумаг или валюты, которые есть в портфеле банков.
С инструкциями ICAAP и ILAAP банки могут разрабатывать и внедрять собственную оценку указанных рисков. А также других, которые не включены в минимальные регуляторные требования, но важны для конкретного банка. По результатам выявленных дополнительных рисков финучреждение должно сформировать капитал, достаточный для их покрытия. Такой подход имеет название Основание II (PillarII).
Упомянутые инструкции также регулируют то, как банки используют полученные оценки необходимого уровня капитала и ликвидности для дальнейшего бизнес-планирования и формирование системы вознаграждений. Это значит, что к стандартной системе KPI для топ-менеджмента должны прилагаться показатели, которые учитывают уровень рисков и управления ими.
Европейский регулятор в рамках ежегодной наблюдательной процедуры SREP (supervisory review and evaluation process) проверяет, как банк внедрил ICAAP и ILAAP. По результатам проверки определяются индивидуальные требования к капиталу и ликвидности каждого из банков.
Нужно заметить, что хотя постановление НБУ №64 и стало большим шагом вперед в развитии банковского рынка, оно не предусматривает методологии того, как результаты оценки рисков должны трансформироваться в требования к капиталу. Ведь в 2014 – 2015 годах большинство банков потеряли огромный объем капитала из-за лишения активов на временно оккупированных территориях. Следствием этого стало появление трехлетних планов восстановления капитала, действие которых закончилось в 2018 году. В среднесрочной перспективе можно ожидать постепенного внедрения требований ICAAP и ILAAP Нацбанком, поэтому банкам стоит готовиться к таким изменениям уже сегодня.
Украинские банки ожидают шаги, которые европейские финансовые учреждения уже реализовали. По данным отчета KPMG Refining the framework: SSM supervisory priorities 2019, среди таких действий особенно важно учитывать следующие:
- Повышение эффективности мониторинга текущего состояния кредитов. Например, внедрение механизма ранней идентификации потенциально проблемных кредитов и действий, которые позволят избежать их перехода в категорию NPL.
- Принятие надлежащих мер для уменьшения ИТ- и кибер-рисков. Например, повышать осведомленность персонала банков и периодически проводить для них тренинги.
- Внедрение комплексных политик и процедур относительно определения требований к капиталу (Pillar 2) и ликвидности в рамках ICAAP и ILAAP.
- Разработка эффективных планов восстановления деятельности в условиях возрастающей неопределенности с учетом различных сценариев. Активное участие в их разработке и внедрении должны принимать Наблюдательные советы и Правления банков.