Гиганты не отстают. Apple уже объявила о запуске рассрочки через Apple Pay. В октябре прошлого года PayPal анонсировал старт работы сервиса «покупай сейчас, плати потом». Свою BNPL-платформу для мгновенной и беспроцентной рассрочки внедряет Mastercard.
Почему активизировались стартапы BNPL
Пандемия Covid-19 стала шоком для экономики и бизнеса во всем мире. Это повлияло на покупательскую способность и потребительские настроения. Сейчас люди склонны тратить деньги максимально осторожно и экономно, избегая единовременной нагрузки на семейный бюджет. В то же время из-за карантина во многих странах резко выросла востребованность Интернет-магазинов во всех сегментах — food и non-food.
Все это повысило интерес потребителей к POS-кредитованию — потребительским кредитам, выдаваемым непосредственно в торговых точках. BNPL-сервисы — часть этого финансового направления. Они рассматриваются как цифровое развитие традиционной модели рассрочки, при которой оплата покупки производится равными долями в течение определенного периода после самой покупки.
Что примечательно: во всем мире рассрочка в общем массиве POS-займов занимает сегодня 80% таких сделок. В большой степени этот повышенный интерес объясняется тем, что формат BNPL выглядит максимально безопасным для кошелька потребителя:
- покупка разбивается на несколько месяцев, и клиент оплачивает исключительно стоимость товара несколькими частями, без дополнительных процентов за эту услугу;
- комиссия за эквайринг в большинстве случаев ложится на плечи торговой точки;
- скоринг у BNPL-платформ более упрощенный, к клиентам — менее жесткие требования, чем у банков и других финансовых институтов;
- данные о рассрочке не поступают в кредитные бюро, что также может быть выгодно для клиентов, для которых во время пандемии объективно усложнился доступ к финансовым средствам.
Как это работает
Несмотря на безусловное родство между BNPL и обычной рассрочкой, между ними существуют серьезные различие как в бизнес-модели, так и в технологических аспектах. «Стейкхолдерами» являются здесь не две стороны, как в банковском кредитовании, а три — потребитель, продавец и BNPL-сервис.
Как правило, платформа «buy now, pay later» является встроенной — в качестве способа оплаты — в описание товара в онлайн-магазине. Продавцы сразу получают полную стоимость товара покупки от BNPL-платформ на счет, а те зарабатывают на транзакциях, которые оплачивают интернет-магазины, или на скидочной цене.
Для клиента достаточно загрузить мобильное приложение сервиса «buy now, pay later» и получить персональный кредитный лимит на покупки. Максимальная сумма займа, как правило, ограничена: например, в американском гиганте PayPal она составляет $600, в австралийском стартапе Afterpay — $1500
Конечно, важным вопросом является то, что происходит, если клиент входит в просрочку по платежам BNPL и не погашает заем в указанный период. В таких случаях рассрочка переходит в POS-кредитование и должнику приходится выплачивать проценты и штрафы по кредиту. Каждому клиенту через мобильное приложение заранее приходят push-уведомления о необходимости внесения очередного платежа.
Из-за повышенного комфорта для клиентов, простых и выгодных финансовых условий, рассрочка в формате BNPL стала одним из наиболее ярких и технологичных трендов глобального Fintech в 2020—2021 гг. Это можно увидеть на примерах многих американских и европейских компаний, в частности — одного из глобальных лидеров BNPL — шведского сервиса Klarna.
Читайте также: Мировой финтех-2021: от «открытого банкинга» до «автономных финансов»
Динамика впечатляет
По данным аналитиков американской исследовательской платформы CB Insights, в 2020 г. BNPL-индустрия оценивалась в $25 млрд. В прошлом году стартапы «buy now, pay later» привлекли рекордное количество финансирования на общую сумму в $1,5 млрд в рамках 20 сделок. Годовой рост объемов инвестиций в этот сектор составил около 33%.
Если в большинстве сегментов глобального Fintech первенство традиционно принадлежит США, то в секторе BNPL уверенно лидирует Европа. Так, инвестиции в европейские сервисы «buy now, pay later» выросли в 2020 г. на 118% — до €1,08 млрд. Кстати, в прошлом году на BNPL-сегмент в Европе приходилось 2,5% транзакций по сравнению с 1% в 2019 году.
В Европейском Союзе вариант продаж в формате «покупай сейчас, плати потом» предлагала пятая часть розничных продавцов. Европейский рынок особенно хорошо подходит для сервисов BNPL, поскольку их предшественник — оплата по чеку — стал привычкой для многих потребителей в Германии, Австрии или Швейцарии.
Весьма впечатляет рынок BNPL в Великобритании. Сегодня его объем составляет 2,7 млрд фунтов стерлингов. С начала пандемии около 5 млн человек в Великобритании совершали покупки с помощью сервисов «покупай сейчас, плати потом».
Согласно данным британского финрегулятора FCA, 75% пользователей BNPL составляют женщины, из них 25% — в возрасте 18−24 лет, 90% связаны с модой, одеждой и обувью.
Мировая практика показывает, что BNPL-сервисами чаще пользуется молодое поколение. По данным Yahoo! Finance, среднестатистическому пользователю услуг «buy now, pay later» в мире — около 30 лет, а средняя сумма его расходов в месяц по рассрочке составляет $200−500 (для кредитной карты этот показатель оценивается в $5−6 тыс.).
От шведского «единорога» до перспективных азиатских «тигров»
В 2020—2021 гг. гигантские поставщики услуг BNPL, такие как Klarna и Afterpay, продемонстрировали высокие темпы роста. Эти игроки значительно расширили свою клиентскую базу в Европе, и их доходы резко выросли. Тем не менее, чистая прибыль увеличилась не так впечатляюще, поскольку ими была сделана ставка на новые проекты и дальнейшее расширение рынка.
Например, шведская компания Klarna в июне 2020 года расширила свои услуги на Испанию, а в феврале 2021 года объявила о планах выхода на рынок Германии. PayPal открыла свой сервис BNPL для французских потребителей в июле 2020 года.
Klarna позиционирует себя как «более здоровую, простую и разумную альтернативу кредитным картам», имея 85 млн клиентов по всему миру. Сервис позволяет покупателям производить оплату либо в течение 30 дней с помощью дебетовой или кредитной карты, либо разделять стоимость на три равных платежа, первый из которых производится немедленно, а следующие два — через 30 и 60 дней. Клиенты, пользующиеся сервисом рассрочки для покупок не платят процентов или комиссий, покупая товар по «витринной» цене.
Шведский сервис BNPL проводит весьма мягкую оценку кредитоспособности клиентов. Проверяются несколько «точек данных», которые используются для скоринга. Они варьируются от домашнего IP-адреса до данных о потенциальном заемщике из открытых источников. Тем не менее, Klarna удалось достичь фантастически низкого процента в «матрице» дефолтов — менее 1%.
По мере того, как индустрия BNPL начинает набирать обороты и в США, инвесторы также могут увидеть потенциал на этом рынке. Например, три компании собрали средства в 2020 году для ускорения роста: QuadPay, Splitit и Sezzle.
Американский стартап Splitit, который предоставляет физлицам беспроцентную рассрочку платежей по кредитным картам, привлек в конце 2020 г. $71,5 млн в рамках частного размещения и плана покупки акций (SPP). В 2021 году компания хорошо потратила деньги, и факты говорят сами за себя: партнерство с UnionPay, расширение в Японии, новые руководители и совсем недавно платежный шлюз, созданный исключительно для платежей в рассрочку.
Существует и «отраслевая специализация». Например, британская компания BNPL, т. н. travel fintech-стартап «Fly Now, Pay Later», обеспечила инвестиционный раунд в размере $39,2 млн для разработки приложения для финансирования путешествий. Компания будет использовать средства для дизайна собственной платежной технологии и поддержки запуска нового приложения, в котором пользователи смогут просматривать варианты путешествий.
Важной вехой является сотрудничество с UATP, глобальной платежной сетью, принадлежащей и управляемой мировыми авиакомпаниями, в частности Boeing. Этот шаг может открыть еще больше возможностей для получения доходов для британского стартапа.
Тренд BNPL набирает обороты и в Юго-Восточной Азии, в частности в Сингапуре. В сентябре 2020 года сингапурский стартап Hoolah расширил свои услуги BNPL на физические магазины. Сервис для платформ электронной коммерции компания внедрила еще в 2018 году. Услуга BNPL в магазине позволяет покупателям сканировать QR-код с помощью мобильного приложения Hoolah и оплачивать товар, потом эта сумма разбивается на три ежемесячных платежа без процентов и комиссий.
В Hoolah утверждают, что количество посетителей его веб-сайта за последние шесть месяцев увеличилось на 500%, при этом общее количество транзакций, совершаемых через платформу, выросло в семь раз.
Кстати, даже западные банки приходят на рынок BNPL, хоть и с некоторым опозданием. К примеру, American Express запускает собственный сервис «Pay it, Plan it», а Morgan Chase — «My Chase Plan».
Читайте также: Когда наши банки будут делать персональные предложения каждому клиенту
Ближайшие прогнозы: будут ли больше «покупать сейчас», а «платить потом»
В 2017 году Visa приобрела пакет акций шведского стартапа «Klarna», который в 2020 году во второй раз стал самым дорогим финтех-стартапом Европы. А в августе 2020 года Mastercard получила одобрение от Еврокомиссии на покупку датского сервиса «покупай сейчас, плати потом» «Nets». Все это говорит о том, что покупку перспективных fintech-стартапов BNPL гигантами банковской сферы, можно считать трендом, который сохранится и в следующим году.
По прогнозу Bank of America, рынок BNPL-сервисов к 2025 году вырастет в 10−15 раз, а его суммарные транзакции достигнут $0,65 — 1 трлн.
POS-кредитование останется востребованным, но будет активно эволюционировать в сторону формата BNPL, наполняясь цифровыми решениями для удобных покупок.
Купить в рассрочку можно со своего смартфона, и платить частями в комфортном темпе. Очевидно, что в следующем году мы можем ожидать еще большего роста подобных сервисов на рынке — как от уже существующих игроков, так и от новых. Не исключаю, что нечто подобное в ближайшие год-два появится и в Украине.
Мобильные приложения сервисов онлайн-рассрочки — это отдельная ниша в тренде mobile first. Пока нельзя точно сказать, в какой именно продукт они превратятся в ближайшие несколько лет. Это может быть что-то похожее на Klarna, только еще более усовершенствованное благодаря добавлению различных «фичей», или же lifestyle-суперапп, как у британского необанка Revolut.