Война в Украине длится уже почти 4 месяца. Как за это время изменился банковский сектор?
По моим наблюдениям, банки за 4 месяца войны почти не поменяли свои бизнес-процессы. Разве что стали более активно использовать удаленные программные ресурсы и средства коммуникации. Во время пандемии коронавируса банковская система проделала достаточно эффективную работу в режиме онлайн и сейчас адаптировала ее под новые условия.
Более заметны изменения в сознании многих банкиров. Многие стали волонтерами и активными гражданами, которые помогают ВСУ, территориальной обороне, медицинским учреждениям и переселенцам. У меня тоже была возможность приобщаться к таким совместным проектам — как с моими коллегами из Банка Сич, так и других банков. Мы сильные, потому что мы единые!
Насколько эффективно во время войны отработал банковский регулятор? Какие меры, предпринятые НБУ, помогли сохранить стабильность на рынке?
НБУ и иные органы власти, которые являются участниками законотворческих процессов и центром принятия решений, оперативно реагируют на вызовы, как того и требует военное время. Речь идет о новых правилах работы на валютном рынке, поддержке ликвидности финучреждений, снижении нормативов деятельности, внедрении льготных государственных кредитных программ для бизнеса. Благодаря этому мы смогли избежать (особенно на первом этапе войны) хаоса и паники на финансовом рынке, массового снятия депозитов и закрытия счетов, повышения недоверия к банкам. Банковский сектор показал, что с честью проходит испытания на финансовую устойчивость. Банк Сич — не исключение.
Как банк Сич уже отреагировал на повышение учетной ставки? Выросли ли ставки по депозитам, кредитам? Что будет происходить со ставками дальше?
Некоторые банки уже в первый день после принятия новой учетной ставки повысили стоимость ресурса по депозитным программам — как для физических, так и юридических лиц. Банк Сич пересмотрел ставки не сразу. Мы взвешивали имеющиеся вызовы с реакцией на банковском рынке. В своей политике привлечения мы всегда стремимся к взвешенности, рациональности решений и стратегическому планированию. Поэтому мы повысили ставки по депозитным программам только для физических лиц и только на короткие сроки. На данный момент банк старается не брать с рынка дорогостоящий и продолжительный ресурс. Все программы должны быть направлены на усиление бизнеса Украины, поэтому важно предоставлять финансирование по рыночной и конкурентной ставке. Именно поэтому мы и держим взвешенную тарифную и процентную политику. У нас есть достаточный запас ликвидности, чтобы выдержать и пройти вызовы военного времени, а также возможность оставаться ликвидной и гибкой конкурентной структурой.
Как вели себя клиенты банка в начале войны, была ли паника?
Утром 24 февраля, когда враг напал на нашу страну, почти все ключевые сотрудники банка — члены правления, наблюдательного совета, руководители ключевых департаментов — были в нашем головном офисе и на отдаленных каналах связи. Был принят ряд важных решений по мерам безопасности для сотрудников и клиентов, их ресурсов и активов банка, режиму и формату работы в разных регионах Украины. И я благодарю каждого сотрудника за колоссальную собранность, мужество и действия, которые позволили удерживать ситуацию, принять правильные решения, не допустить хаоса.
Массовой паники среди наших клиентов и не было. Мы фиксировали единичные обращения по поводу досрочных расторжений депозитных вкладов, которые были связаны, вероятно, с временным перемещением человека или расходами на проживание/лечение
Что происходит сейчас? Как банк работает с клиентами, какие продукты предлагает?
Несмотря на сложности удаленной коммуникации, мы вернулись к активной работе. Запускаем проекты и продукты, которые можем предлагать и действующим клиентам, и потенциальным. Свои сервисы и услуги банк обеспечивает как очно (в безопасных регионах), так и удаленно, через сеть отделений. Параллельно, для удобства дистанционного обслуживания, мы уже на финальной стадии запуска мобильного приложения и в процессе внедрения услуги удаленной идентификации клиентов. В качестве альтернативы наличным средствам, предлагаем карточные продукты, позволяющие свободно и безопасно пользоваться средствами. Даже в условиях войны мы привлекаем новых клиентов и предоставляем продукты и услуги, в которых они нуждаются.
Что касается корпоративных клиентов, то банк продолжает кредитовать и поддерживать бизнес. Новые услуги прямого валютного дилинга и «Валютного помощника», которые мы предложили в рамках гибких тарифных пакетов, адаптированы под специфику и интенсивность бизнеса клиентов, удовлетворяют их потребности в ведении внешнеэкономической деятельности. В том числе, и консультаций по вопросам норм валютного законодательства, особенно в контексте последних нововведений — вопросов покупки валюты по нормам критического импорта, которые были введены на период войны.
Сейчас мы вернулись в головной офис, практически к обычной штатной работе. И нам очень приятно, что большинство наших клиентов тоже возобновили свою деятельность в той части нашего государства, где это уже возможно. Относительно работы отделений: безусловно, мы не можем рисковать нашими сотрудниками. Но там, где существует необходимость и есть минимальные условия безопасности для нашей работы, — мы активно работаем.
В Украине, наверное, не осталось ни одного человека и бизнес-учреждения, которые стояли бы в стороне от существующих вызовов. Как банк помогает стране в эти трудные времена?
Я с восторгом наблюдаю за своими коллегами из Банка Сич, из других банков, за нашими клиентами. Бизнес и банки не просто адаптировались к ситуации, они работают и обеспечивают качественные услуги, продукты и сервисы для своих клиентов. С начала военных действий Банк Сич активно поддерживает нашу армию, а также проекты, реализуемые в части гуманитарной, финансовой, медицинской и психологической помощи беженцам и всем пострадавшим от войны в Украине.
Мы предоставили в пользование корпоративные автомобили нашего банка для более быстрой и эффективной помощи всем нуждающимся (проект в партнерстве с БФ «Украинские жизни важны»). Также одно из помещений банка было предоставлено в пользование территориальной обороне Киева. Мы сотрудничаем с Фондом «Центр социальных проектов будущего» еще с 2014 года. Данная организация в рамках специально созданной программы «Центр оказания помощи во время войны» активно помогает военным частям, волонтерским центрам, центрам беженцев, благотворительным фондам. Тех, кто нуждается в помощи, обеспечивают всем необходимым — товарами первой необходимости, военной амуницией, продуктами питания, одеждой
Мы также предоставляем клиентам возможность финансово поддерживать ВСУ. За период войны клиенты банка уплатили более 10 млн грн благотворительных взносов на помощь армии и волонтерам. Также более 200 млн гривен налогов и сборов в бюджет Украины. Это наша общая заслуга и наш общий вклад в победу.
Расскажите о финансовых результатах банка?
Банк Сич работает на рынке Украины с 2011 года, это универсальный банк с украинским капиталом. Его главные акционеры — Олег Баланда (доля 55,6150%) и Виктор Раздорожный (доля 31,0160%).
Ликвидность банка остается достаточной для того, чтобы выполнять обязательства перед клиентами и другими кредиторами, а также соблюдать установленные НБУ регуляторные требования.
По состоянию
Фактические значения нормативов ликвидности существенно превышают минимальные нормативные значения: коэффициент LCR — 1 406%, при нормативе не менее 100%, коэффициент NSFR — 370%, при нормативе не менее 100%. Это свидетельствует о наличии достаточного объема активов для соблюдения нормативных требований и требований клиентов без каких-либо ограничений.
В течение 2022 года банк работает прибыльно — на январь-май прибыль составила почти 5 млн, операционный результат до отчислений в резервы и налогов
Что происходит с кредитным портфелем, много ли кредитов уже перешли в категорию проблемных? Каковы ваши прогнозы на второе полугодие?
Что касается кредитного портфеля — ситуация лучше, чем ожидалось. Лишь незначительный процент клиентов (до 20%) испытывают временные трудности с обслуживанием кредита, что обусловлено снижением деловой активности в период войны. Главным образом, это Черниговская, Харьковская и Николаевская области. Мы находимся в постоянном контакте с этими клиентами и стараемся сделать все возможное, чтобы помочь им вернуться к обычным условиям работы.
Что касается резервов, то за период военных действий банком были дополнительно сформированы резервы на возмещение возможных убытков по активным операциям на 33,3 млн грн. По состоянию на 1 июня объем резервов существенно увеличен.
Говорят, что любой кризис — это одновременно и окно возможностей. Как ваш банк намерен его использовать?
За счет гибкой тарифной политики, широкой линейки банковских продуктов и услуг, скорости принятия решений и высокого качества обслуживания, технологичности и клиентоориентированности, мы достигаем значительных конкурентных преимуществ на банковском рынке Украины. С начала боевых действий более 160 юридических лиц установили с банком деловые отношения и открыли счета.
Какие самые важные задачи и миссия банка на данном этапе?
Наши основные приоритеты — наши клиенты и поддержка Вооруженных Сил Украины. Победить можно только тогда, когда каждый будет на своем месте, на своем фронте — финансовом, благотворительном, и в активных местах боевых действий.
Что касается нашей миссии как банковского учреждения — это содействие развитию национальной экономики через постоянную поддержку и обеспечение потребностей клиентов, предоставление максимально полного набора банковских финансовых и других услуг, содействие экономическому развитию своих клиентов, для улучшения их благосостояния на основе взаимовыгодного партнерства.
В последний месяц мы наблюдаем существенное экономическое оживление и не только в западной, но и в центральной части Украины. Мы верим и уверены в том, что с дальнейшими успехами наших Вооруженных Сил, вся наша территория станет безопасной для ведения бизнеса. Верьте в наши ВСУ и верьте в нас — в украинскую банковскую систему! Вместе к Победе и все будет Украина!