Что такое суверенный дефолт
Экономические проблемы, которые ведут к невозможности платить по своим долгам, или политический отказ/нежелание страны платить по суверенным долгам (включая проценты) называется суверенным дефолтом. Другими словами, дефолт — это банкротство государства, которое приводит к значительным финансовым и социальным потрясениям в стране.
Слова, которые ассоциируются с дефолтом, — девальвация, инфляция, банкротства, пустые магазины, набеги на банки, социальные протесты, насилие на улицах, мародерство, международная изоляция.
Для дефолта государства правительству или центральному банку достаточно пропустить регулярный платеж кредиторам, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Почему важно платить по долгам
Существует две причины, по которым суверенные государства платят по своим долгам.
В первую очередь — желание иметь репутацию надежного заемщика: страны ценят возможность доступа на международные рынки капитала для покрытия дефицита государственного бюджета. Доступ к международным рынкам также позволяет правительствам сглаживать волатильность потоков прямых инвестиций в страну, а также помогает финансировать социальные статьи бюджета в период кризисов и снижения поступлений в бюджет от налогов.
Страны с плохой репутацией не имеют доступа на международные рынки капитала и вынуждены закрывать свои финансовые потребности самостоятельно или за счет эмиссии, или за счет секвестра бюджета (урезания социальных затрат и инвестиций).
Вторая причина платить по суверенным долгам — высокий риск юридических действий кредиторов по отношению к стране, которая допускает суверенный дефолт. Такие юридические действия, которые часто длятся много лет, приводят к невозможности для стран занимать на международных или локальных рынках, включая в локальной валюте.
Суверенный дефолт создает проблемы также для других частных или государственных заемщиков на территории страны и делает для них невозможным привлечение ресурсов на международных или локальных рынках капитала.
Читайте также: МВФ предоставит помощь бедным странам для борьбы с пандемией
Дефолт приводит не только к снижению репутации/рейтингов страны и частных заемщиков внутри, а также:
- к масштабному оттоку капитала из страны, который может вести к значительной девальвации;
- панике на банковском рынке и оттоку депозитов из банков, которая может привести к банкротству крупных банков;
- неплатежеспособности компаний, которые не могут получить доступ к рынкам капитала;
- безработице и социальным протестам.
МВФ как кредитор последней инстанции
МВФ, как международная организация, существует, в том числе, для того, чтобы помогать странам избегать экономических и финансовых кризисов. Фонд предоставляя финансирование для покрытия дефицита платежного баланса (текущего счета, связанного с международной торговлей, или покрытия дефицита счета капитала).
Для выполнения своих функций МВФ, как и другие международные организации (Мировой банк, МФК, ЕБРР), обладает статусом преференциального/предпочтительного кредитора (preferred creditor treatment — PCT). PCT объясняет, благодаря чему МВФ может предоставлять странам кредиты по низким (относительно рыночных) ставкам во время кризиса в стране, когда другие частные кредиторы бегут из этой страны.
PCT в теории означает, что долги перед МВФ и другими международными кредиторами всегда погашаются даже в случаях, когда страна может допустить суверенный дефолт. В практической плоскости это реализуется через прямое списание средств долга перед МВФ со счетов в центральном банке в случае, если страна (правительство или центральный банк) пропускает платеж по долгам или процентам, то есть допускает суверенный дефолт.
Читайте также: 10 проверенных способов снизить расходы и начать откладывать
Механизма реструктуризации суверенных кредитов перед МВФ не существует в принципе. При этом есть другие инструменты помощи беднейшим странам со стороны МВФ.
Были ли случаи дефолта перед МВФ
Да, были: Судан — с 1984 года по настоящее время; Либерия — с 1984 года по 2010 год; Сомали — с июля 1985 года по март 2020 года.
Были и более короткие случаи неплатежей Фонду: Афганистан в 1995—2003 годах; Демократическая республика Конго — в 1988—2002 годах; Ирак — в 1990—2004 -годах; Панама — в 1987—2002 годах. Все эти страны относятся к самым бедным странам в мире.
Все эти случаи объединяет четыре важных фактора:
- В Центральных банках этих стран не было достаточно резервов, чтобы списать их в счет долгов перед МВФ.
- В период дефолта перед МВФ страны не имели доступа к международным рынкам капитала.
- В странах после дефолта были масштабные экономические и финансовые кризисы.
- В итоге все страны погасили задолженности, кроме Либерии (четвертая страна по уровню бедности в мире) и Сомали (самая бедная страна в мире).
Долги этих стран перед МВФ были списаны в 2010 и 2020 годах (через 26 и 25 лет соответственно). Все это время страны не имели доступа на международные рынки капитала и находились в глубокой затяжной рецессии, опустившей их на дно самых бедных стран мира. Сейчас идет процесс согласования списания долгов перед Суданом (27 лет без доступа к рынкам капитала).
В период дефолта Аргентины в 2001 году, страна все равно погашала долги перед МВФ. Греция (единственная развитая страна с проблемами с долгами) допустила формальный дефолт по долгам перед МВФ в июне 2015 года, так как не успела согласовать привлечение финансирования для оплаты долгов. Задолженность перед МВФ была закрыта через 20 дней, и больше страна не нарушала график платежей.
Наличие финансовых ресурсов в Украине
Золотовалютные резервы НБУ по состоянию на 31 мая 2021 года составляли $27,8 млрд, в то время как календарь платежей Украины перед МВФ на конец 2021 и 2022 года составляет $853 млн (3% от суммы ЗВР) и $2,3 млрд (8,5% от суммы ЗВР) соответственно.
Ближайший платеж перед МВФ — 1 августа 2021 года. В связи с наличием финансовых ресурсов в НБУ, в случае неоплаты долга или процентов перед МВФ, Фонд просто спишет сумму задолженности со счетом НБУ. Механизма реструктуризации суверенных кредитов перед МВФ для развивающихся стран со средним уровнем дохода, к которым относится Украина, не существует.
В то же время, несмотря на списание ресурсов со счетов НБУ, факт непогашения задолженности перед МВФ будет считаться случаем суверенного дефолта со всеми вытекающими последствиями, описанными выше.
Читайте также: МВФ пока не видит оснований для выдачи нового транша Украине
Ситуация дефолта страны также сделает невозможным аллокацию для Украины Специальных прав заимствований МФВ, сумма которых ожидается на уровне $2,7 млрд. Также на долгую паузу будут поставлены другие программы сотрудничества Украины с международными организациями (ЕС, Мировой банк, МФК, ЕБРР, ЕИБ и другие).