Чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы НАБУ и USAID исследовали рынок кредитования в Украине. О полученных результатах в своей колонке на ЭП рассказала исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова
Кого опрашивали среди рядовых украинцев?
Среди населения Украины было проведено 807 интервью с помощью онлайн-опроса.
В рамках данного исследования опрашивали аудиторию в возрасте 25−55 лет, проживающую в городах 100 тыс.+, которая составляет 18% всего населения Украины. Такая аудитория была выбрана потому, что она является «целевым ядром» потенциальных пользователей кредитных продуктов.
В структуре опрошенной аудитории преобладают женщины (52%), средний возраст — 40 лет. Больше половины (58%) проживают в городах 500 тыс.+. По семейному статусу большинство (72%) являются женатыми/замужними.
Средний состав семьи — 3 человека (2 — работающие и 1 — неработающий). Основной источник дохода семьи — заработная плата (в 89% случаев), а также — нерегулярный доход (29%), пенсия (23%) и социальная помощь (20%).
Семейный доход преимущественно распределяется на следующие расходы:
- 31% — на питание,
- 22% — на оплату коммунальных платежей и аренды жилья,
- 11% — на одежду и обувь,
- по 7% — на лекарства и транспорт,
- 6% — отдых,
- остальные — что-то другое.
По статусу занятости — 86% работают, в основном, по найму. Самые распространенные отрасли — промышленность/строительство, бюджетный сектор и торговля. Что интересно — практически половина (46%) получает хотя бы часть зарплаты неофициально.
Как на доход повлиял COVID-19?
16% опрошенных отметили негативное влияние на занятость. Они перешли на неполный рабочий день или их уволили, или отправили в неоплачиваемый отпуск. Еще у 6% подобные опасения относительно будущего. Почти половина (47%) ответила, что доходы значительно сократились в этот период.
Значительная часть украинцев подтверждает, что пока им не хватает средств на такие вещи, как потребительские товары, бытовая техника, одежда или лекарства. Об отпуске, авто или собственном жилье речь вообще не идет.
Ведь за последний год проблему нехватки средств на ежедневные элементарные расходы решали 36% опрошенных, а у почти половины из них такая ситуация наблюдается ежемесячно.
Как решают вопросы с нехваткой средств?
Основной источник финансирования — кредитный лимит по уже открытой карте. В частности, это характерно в таких ситуациях, как недостаток средств на необходимые ежедневные покупки, потребительские товары, расходы в непредсказуемых обстоятельствах или для погашения другого долга.
В целом, этот вариант наиболее понятный и удобный в оформлении и погашении. Но украинцы отмечают и определенные его минусы. В частности, невозможность получения нужного лимита и короткий срок кредитования.
На втором месте по популярности стоит беспроцентная ссуда от знакомых или родственников. К этому виду займа чаще всего прибегают в непредвиденных ситуациях и для погашения другого кредита. Ведь кредитная линия от близких знакомых имеет «самую низкую стоимость». В то же время, опрошенные отмечают, что обращаться к близким людям за деньгами им часто некомфортно и неудобно.
На третьем месте — специально оформленный кредит в банке, который чаще всего используют для оплаты крупной покупки или на развитие бизнеса.
Его выбирают в последнюю очередь: из-за бюрократичности процесса оформления и продолжительности принятия решения по нему. К тому же, очень частая ситуация отказа банков определенной категории заемщиков.
Однако, есть еще и последнее место нашего условного хит-парада — кредиты от микрофинансовых организаций (МФО) и ломбардов. К этому типу займов прибегают в последнюю очередь из-за недоверия и непрозрачных условий кредитов.
Такой условный «рейтинг» объясняется и тем фактором, что опрошенные отмечают не очень хорошее отношение к себе со стороны заемщиков в виде ломбардов и микрофинансовых организаций.
Средняя сумма кредита или займа, которую обычно оформляют за один раз, составляет 21 тысячу гривен. Немного ниже суммы из ежемесячного использования лимита кредитной карты — примерно 5 тысяч гривен.
А заем в ломбарде исчисляется где-то 4,5 тыс. гривен за один раз. Самый большой займ берут по долгосрочному кредиту в банке, это примерно 122 тысячи гривен за раз.
За последний год опрошенные имели опыт оформления где-то трех займов или кредитов, а невыплаченным на момент опроса в среднем остался один. У 23% он был на кредитной карте, 18% имели невыплаченный заем у знакомых, 15% выплачивали краткосрочный кредит в банке, а 10% — долгосрочный. Лишь 7% имели кредит в МФО и 5% — кредит в ломбарде.
Самых важных критериев выбора источника заимствований несколько. Первый из них — самая низкая стоимость. Особенно это важно, когда деньги нужны на непредвиденные ситуации.
Далее опрошенные отмечали прозрачность условий и гарантию, что кредитор не обманет в будущем. Это имеет значение для выбора источника финансирования дорогостоящей покупки. И последнее, но не по значению, — возможность заблаговременно погасить ссуду.
Что еще интересно — о наличии у себя кредитной истории знает лишь чуть больше трети опрошенных (35%) и только 38% из них когда-нибудь интересовались и просматривали свою кредитную историю или кредитный рейтинг.
Кого опрашивали среди предпринимателей?
Мы выделили владельцев малого и среднего бизнеса, которые ведут коммерческую деятельность. Наша выборка — это официально зарегистрированные физические лица-предприниматели и юридические лица с годовым доходом до 30 миллионов гривен. С предпринимателями провели 303 интервью методом телефонного опроса. Большинство из них составляли ФОП-ы — 88%, остальные — юридические лица.
Отмечу, что, в основном, опрошенные предприниматели зарегистрированы в городах (а именно — 78%). Территориально же большинство из них зарегистрированы в центральной (22%) или западной (20%) частях Украины.
В то же время, 49% анализируемых бизнесов работают без наемных работников, а остальные в среднем имеют около 10 работников. Что касается сферы занятости, то 44% предпринимателей занимаются розничной торговлей, а 38% — предоставлением различных услуг.
80% опрошенных продают свою продукцию или услуги сразу конечным потребителям, тогда как только 28% работают одновременно с рынком конечных потребителей и с другим бизнесом, а вот исключительно на В2В-рынке работают 20% опрошенных.
Также уместно привести один интересный факт о наших предпринимателях. Казалось бы, онлайн заполонил деятельность всех и каждого, однако до 81% предпринимателей использует только офлайн-каналы для продаж, тогда как 23% сочетают офлайн- и онлайн-каналы. И всего 19% работают исключительно в сети Интернет.
На что бизнесу сейчас не хватает денег?
Самая большая доля опрошенных предпринимателей хотя бы раз сталкивалась с нехваткой инвестирования в новые направления, расширение географии своего присутствия на рынке и оплату расходов на маркетинг.
На условном втором месте — нехватка средств для расчета с поставщиками и для оплаты аренды, логистики или складского хозяйства. И еще одним важным пунктом расходов, на которые не хватает денег, является выплата заработной платы сотрудникам.
Куда идут за деньгами?
За займом к друзьям или родственникам обращаются 33% предпринимателей, такая же доля бизнесменов связывается с банком, с которым уже сотрудничает. Спрашивают у коллег или знакомых, к каким банкам обратиться за кредитом, всего 10%, а вот узнают об условиях по кредитам в популярных банках — 13% опрошенных.
За последний год доля бизнеса, который прибегал к займам, составляет 42%, и в среднем ему было необходимо 3−4 кредита.
На момент опроса у 30% остались 1−2 невыплаченных займа, из которых: 15% — краткосрочный банковский кредит для бизнеса, оформленный на физическое лицо; 10% — бизнес-долг перед знакомыми или друзьями; 6% — краткосрочный или долгосрочный кредит в банке, оформленный на бизнес, и еще 6% — долгосрочный кредит в банке, оформленный на физическое лицо.
Важный нюанс
Кредитование ФОПов отличается от кредитования юридических лиц. Так, например, частные предприниматели, в отличие от юридических лиц, чаще оформляют кредиты в банках на себя как на физическое лицо. В свою очередь, юридические лица, наоборот, чаще обращаются в банки за кредитами как бизнес, а также они нередко пользуются таким кредитным инструментом, как финансовый лизинг.
К привлечению внешних инвестиций прибегают, прежде всего, уже более крупные юридические лица, а вот к неформальным кредиторам чаще всего обращаются представители розничной торговли.
Большинство опрошенных предпринимателей (85%) за последние полгода оказывались в негативных ситуациях, которые могли повлиять на их потенциальную кредитоспособность. Самыми распространенными среди них являются такие ситуации, как уменьшение доходности бизнеса (71%), рост расходов бизнеса (62%) и сокращение объемов производства/продаж (62%).
В то же время, планы расширения бизнеса в будущем составляют 36% опрошенного бизнеса. Прежде всего, планируют более интенсивно продвигать свою продукцию или услуги на рынке, расширять объемы производства и продаж.
Параллельно стоит отметить, что примерно 31% опрошенного бизнеса имел опыт просрочки выплат по займам в разных каналах. Несколько выше этот показатель для долгосрочных кредитов в банках, оформленных на бизнес (47%), и краткосрочных кредитов в банках, оформленных на физлицо (42%).
Как и почему выбирают источники кредитования?
Основная причина выбора того или иного источника кредитования — выгодная процентная ставка (собственно говоря, это и является причиной, почему так часто предприниматели стремятся попросить деньги в долг у родственников или знакомых).
Другими важными критериями в выборе источника получения ссуды могут быть: удобный способ получения кредита, прозрачность условий по займам и наличие предыдущего опыта заимствования в соответствующем источнике.
Однако, есть еще один важнейший и не очень приятный «критерий» — это вынужденность. В 11% случаев заемщики не имеют выбора, поскольку могут получить нужную сумму лишь в небольшом перечне источников и, как правило, они являются неформальными.
Лидером в банковском кредитовании для малого и среднего бизнеса является Приватбанк. Вместе с тем, практически никто из опрошенных предпринимателей ни при каких причинах не планирует брать заем в МФО, эти организации отличаются плохим отношением к клиентам и не вызывают доверия.
Государственная программа «5% -7% -9%»
Если говорить о государственной программе кредитования «5% -7% -9%», то о ней знают 66% опрошенного бизнеса, имели опыт использования — 1%, а допускают возможность воспользоваться в будущем — 23% (последних — самая большая доля среди юридических лиц в сегменте промышленности).
Чего опасаются предприниматели при кредитовании?
Представители малого и среднего бизнеса в нашей стране не очень стремятся брать кредиты в банке из-за высокой стоимости, а в случае долгосрочных кредитов — еще и из-за непрозрачности условий, бюрократии процесса оформления и невозможности получить этот тип займа на достаточно длительный для бизнеса срок.
В то же время, отмечается, что краткосрочные кредиты от банков, оформленные на бизнес, характеризуются быстрым принятием решения о выдаче, удобным способом погашения.
И хотя в результатах исследования отмечается, что к знакомым обращаться за средствами выгодно, параллельно предприниматели утверждают, что это неудобно.
Считаю, что у банковского рынка есть что почерпнуть из этого исследования и продолжать развивать рынок кредитования в Украине.