Банки — не монстры

Первое, что следует сделать: сообщить банку о вашей ситуации. Банки — это не монстры, которые хотят что-то у кого-то забрать. Напротив, банки не менее заинтересованы в комфортном возврате задолженности, чем должник.

Потому что кредиты обычно выдают за счет привлеченных депозитных средств, по которым банк также платит и проценты. То есть если не возвращаются кредиты, то на каком-то этапе банк не сможет возвращать и депозиты людям. Поэтому банки максимально заинтересованы помочь справиться с непростыми периодами тем, кто в такой помощи нуждается.

Читайте также: Если банк будет предлагать 25−30% по депозиту, значит, у него, вероятно, есть проблемы

Что предлагает банк

Традиционно банки предлагают реструктуризацию. Реструктуризация — это финансовый механизм для урегулирования проблемной задолженности клиента путем изменения условий его кредитования на более лояльные. Это может быть оформлено путем внесения изменений в действующий кредитный договор и/или оформление нового кредитного договора. При этом платеж клиента будет уменьшен, а срок кредитования продлен.

Теперь простыми словами. Например, у вас был кредит на условную сумму X. Согласно вашему с банком договору, вы должны выплачивать банку ежемесячно условные 20 грн, чтобы погасить этот кредит в течение 5 месяцев. Однако, сейчас отдавать условных 20 грн ежемесячно для вашего бюджета очень ощутимо. Поэтому вы можете договориться с банком, что вы будете платить ежемесячно не 20 грн, а 10. И на протяжении не пяти месяцев, а десяти.

То есть целью реструктуризации является уменьшение финансовой нагрузки путем предоставления более лояльных условий. Дело в том, что для львиной части заемщиков накапливаются проценты, которые рано или поздно надо будет оплатить.

Стучите — и вам откроют

У каждого банка достаточно индивидуальные подходы к оформлению реструктуризации. Однако, общая черта — сейчас действительно все банки активизировались с процессами реструктуризации.

Что касается условий, то они у всех опять же индивидуальные и традиционно не прописаны на сайтах, ведь подходы достаточно сложно унифицировать, все зависит от ситуации и условий рефинансируемых продуктов клиентов. Однако, преимущественно банки консультируют по реструктуризации всеми доступными каналами связи. Есть возможность позвонить по телефону — звоните. Нет возможности звонить, пользуйтесь возможностью подать заявку на реструктуризацию через мобильные приложения банка, или же пишите в чаты банка и коммуницируйте там.

Договариваться о реструктуризации можно из-за границы, и находясь на оккупированных территориях. Львиная доля банков обеспечивает возможность оформить реструктуризацию в режиме онлайн.

А если просто не платить…

Это повлияет на вашу кредитную историю. Вероятно, с таким подходом должник попадет в круг ненадежных заемщиков и в дальнейшем банки будут воздерживаться от выдачи кредитов такому заемщику.

Кроме того, у вас будет накапливаться и расти долговая нагрузка.

Еще раз подчеркну, банк всегда идет навстречу клиенту и предлагает программу реструктуризации. Однако, если клиент вообще отказывается оплачивать кредит и не выходит на конструктивную связь с кредитором, то сделка передается в обслуживание коллекторской компании.

Читайте также: Доля неработающих кредитов в банках выросла почти до 30% — обзор НБУ

«Минусы» реструктуризации

Некоторые банки, если у клиента запущен процесс реструктуризации имеющегося кредита, ограничивают процесс выдачи новых кредитов, что, согласитесь, логично. Поэтому, если возможность уплачивать по кредиту у вас есть, лучше погашать задолженность, согласно графику, и не злоупотреблять правом реструктуризировать задолженность.

Поэтому, будьте с вашим банком на связи, в случае сложных ситуаций всегда можно найти комфортные для обеих сторон решения.