В начале вторжения НБУ существенно ослабил регуляторные требования к банкам. А именно — отменил во время военного положения меры влияния за невыполнение ими нормативов капитала и ликвидности.
Почему Нацбанк так сделал
Соблюдать обязательные в мирное время 10% достаточности регулятивного капитала (норматив Н2) и 7% адекватности основного капитала (Н3) было бы проблематично. А все банки с рынка не выведешь.
Поэтому, логика была простой:
- Из-за войны очень многие заемщики не могут обслуживать взятые долги, сугубо по рыночным причинам: упал спрос, продажи, уменьшились доходы, прибыль превратилась в убытки.
- Банки несут из-за этого огромные убытки от таких кредитов. Это должно было негативно повлиять на их капитал и нормативы, прежде всего, капитала.
Следовательно, послабления, чтобы банки не стеснялись признавать реальные убытки, не скрывали. Все равно за это не наказывают, напротив, поощряют показывать реальную картину.
Что происходит сейчас
Что мы видим в реальности. Вернее, в отчетности.
Что, напротив, нормативы капитала в банковской системе улучшились и уже превысили показатели начала года. Большинство банков показывает, что у них ситуация с капиталом лучше, чем была в конце прошлого года и начале этого.
Несмотря на то, что, по разным опросам, от трети до половины бизнесов в Украине ухудшили свое финансовое состояние и, следовательно, не могут платить по долгам. А многие и не хотят, потому что проблемы с ликвидностью.
Во время долгой войны ситуация с капиталом банков не может улучшаться без активных вливаний капитала со стороны акционеров, чего нет.
Почему так происходит
Здесь две основные причины.
- Изменение структуры балансов банков. Вернее, активов. Банки активно вкладываются в депсертификаты НБУ. В конце прошлой недели это было 271 млрд грн, более 10% всех вообще активов банков, это абсолютный рекорд. Это положительно влияет на нормативы, потому что такие активы, как депозитные сертификаты, по нашей нормативке безрисковые.
- Запоздалое признание банками реальных кредитных убытков. Банки их неохотно и не всегда признают, ссылаясь то на кредитные каникулы, то на «правило 90 дней». Либо делают формальную реструктуризацию, где заемщик как не платил, так и не платит, либо платит символическую гривну в год, но формально это отвечает условиям дополнительного договора.
Банки можно понять: никто не хочет признавать публично то, о чем знает изнутри, потому что боится, что клиенты побегут.
Чем это чревато
Формируется «пузырь ущерба»: реальный ущерб есть, но он не показан в отчетности. И когда-то оно «догонит». Как догнало в 2015—2016, тогда похожая ситуация была, и банки так же не признавали реального качества активов и заемщиков, а потом оказалось, что у банков просто нет денег, и произошел «банкопад». Который фактически произошел раньше.
Что нужно делать
НБУ следует решать проблему уже сейчас. А именно:
- Провести верификацию кредитных портфелей банков и заемщиков банков. Проверить их реальное финансовое состояние и возможности платить по долгам.
- Произвести детальный AQR, Asset Quality Review, комплексную проверку качества всех активов, не только кредитов.
Это вызов регулятору: провести оценку и верификацию, понять реальную картину с заемщиками, кредитами и вообще активами банков. Это позволит понять, как дальше выстраивать регуляторную политику. Где давать послабление, где возвращаться к довоенным нормам, где отменять, где менять полностью.
Чтобы что-нибудь лечить, нужно сначала поставить диагноз. Он пока не поставлен.