Программа «ЗАЩИТА: Безопасное образование» создана в 2022 году как ответ на образовательный кризис, вызванный полномасштабной войной. Ее инициировала KSE Foundation в партнерстве с Министерством образования и науки Украины. Крупнейшим донором инициативы стал Райффайзен Банк с инвестицией 40 млн. грн. в создание безопасных укрытий для учебных заведений.
По состоянию на 1 июня 2025 года программа «ЗАЩИТА: Безопасное образование» имеет следующие результаты:
- Более 100 укрытий обустроено в школах и садах по всей Украине;
- 37 000 детей вернулись к очной учебе, несмотря на войну.
Одним из заведений, получивших новое современное укрытие благодаря программе «ЗАЩИТОК», стал Тетиевский лицей № 4 в Киевской области. Здесь учатся 368 учеников, работают 38 педагогов, а образовательный процесс включает в себя кадетские классы, профильную филологическую старшую школу и экспериментальные площадки для учителей.
Школа принимает детей из 12 сел общины, среди учеников — внутренне перемещенные лица, сироты, дети с особыми образовательными потребностями, многодетные и малообеспеченные семьи, а также дети военнослужащих.
Новое укрытие площадью 395 м² имеет безопасные условия для продолжения очного обучения даже во время тревог.
Съемочная группа ТСН побывала в укрытии Тетиевского лицея и подготовила видеоисторию об изменениях, которые принесла программа «ЗАЩИТЫ». Смотрите сюжет на YouTube-канале ТСН.ua:
Несмотря на все усилия учителей и родителей, полноценное образование во время войны остается сложным вызовом. По данным экспертов, из-за регулярных воздушных тревог ученики младших классов теряют от 3 до 72 уроков в месяц. Худшая ситуация — в Сумской области.
Именно поэтому особый фокус программы — приграничные и деоккупированные регионы, где учебный процесс больше всего страдает из-за частых воздушных тревог и рисков обстрелов.
Онлайн формат, который мог частично компенсировать потерянное время, не дает желаемого эффекта. Согласно опросу KSE в апреле 2025 года, только 9% родителей считают онлайн обучение эффективным. Большинство отмечают хаос, гаджетозависимость и отсутствие системности.
Кроме того, данные международного исследования PISA-2022 свидетельствуют: учащиеся с сельских территорий значительно отстают от своих ровесников из городов. Разница в уровне знаний по математике, чтению и естественным дисциплинам эквивалентна четырем-пяти годам обучения. Это еще раз доказывает важность доступа к качественному очному образованию.