Ее цель — улучшить осведомленность граждан о платежной безопасности и сформировать навыки защиты финансовых данных в виртуальном пространстве.
Современная полномасштабная война продолжается не только на поле боя, но и в киберпространстве, в частности, наблюдается увеличение проявлений кибермошенничества и киберпреступности.
В конце прошлого года Национальный банк при поддержке Проекта USAID «Инвестиции для устойчивости бизнеса» провел первый общенациональный репрезентативный опрос населения Украины о правилах платежной безопасности и противодействии мошенникам. Его целью было определение уровня знаний украинцев в сфере платежной безопасности и выявление пробелов в этом вопросе. Результаты исследования Национальный банк использует для разработки образовательных продуктов для разных возрастов и повышения эффективности информационных кампаний по противодействию платежному и кибермошенничеству.
Самым популярным методом мошенничества с платежными картами в Украине, как и в мире, традиционно остается социальная инженерия. В то же время значительное количество кибермошенничества в прошлом году было связано с фишингом. Используя фишинговые ресурсы: стилизованные под правительственные порталы и информационные ресурсы украинских банков и платежных сервисов и обманывая граждан, злоумышленники пытались получить доступ к их персональным данным, информации об их платежных инструментах, финансовых номерах телефонов и средствах на счетах. Поэтому улучшение знаний и навыков граждан в этой сфере позволит им более осмотрительно пользоваться безналичными расчетами и уберечься от мошеннических схем и ловушек в виртуальном пространстве.
«Почти четверть пользователей финансовых услуг (26%) сталкивалась с попытками платежного мошенничества, в том числе 3% из них потеряли деньги. Понятно, что более активные потребители, чаще пользующиеся интернетом, интернет-банкингом, покупают онлайн, чаще попадают и в поле зрения мошенников. Поэтому каждому, даже опытному пользователю, следует совершенствовать свои знания по кибербезопасности. В частности, обязательно повышать личную кибер осведомленность о правилах безопасности учетных записей, умеренного пользования общественным Wi-Fi, анализа незнакомых ресурсов для совершения покупок. Благодаря этой кампании Национальный банк вместе с партнерами будут повышать осведомленность украинцев, чтобы и дальше формировать безопасную культуру поведения общества в виртуальном пространстве», — отметил заместитель председателя НБУ Алексей Шабан.
Кибербезопасность нашей страны — это не только защищенность государственных информационных ресурсов, систем и баз данных. Хотя сейчас большинство кибератак имеют политическую, а точнее, военно-политическую составляющую, деятельность финансово мотивированных хакеров так же продолжает нести угрозу. Поэтому мы должны продолжать работу по усилению осведомленности всех украинских граждан о том, как уберечь себя от деятельности кибермошенников, стремящихся похитить ваши данные и, как следствие, средства", — подчеркнул Глава Госспецсвязи Юрий Мироненко.
«Результаты общенационального репрезентативного опроса населения, проведенного при поддержке Проекта USAID „Инвестиции для устойчивости бизнеса“, показали, что более четверти пользователей финансовых услуг хоть раз сталкивалась с попытками платежного мошенничества, а некоторые пострадали от него. Из них большая часть — это более активные потребители, которые чаще пользуются интернет-магазинами, платными онлайн-сервисами и дистанционным банкингом. Стремительное развитие технологий способствует распространению мошенничества, особенно на фоне войны, и усложняет его выявление. Следовательно, меры по повышению осведомленности населения о платежной безопасности, соответствующие информационно-учебные кампании должны быть регулярными и общенациональными. Наш Проект с радостью поддержал проведение опроса и кампанию НБУ по противодействию платежному мошенничеству #КибербезопасностьФинансов», — отметила Юлия Витко, и.о. о. руководителя Проекта USAID «Инвестиции для устойчивости бизнеса».
Потребность в диджитальных продуктах и услугах существенно возросла с началом войны. Мы активно инвестируем и в цифровизацию банка, и в обеспечение безопасности и удобства клиентов и работников. Количество онлайн-операций держится на высоком уровне, ведь наши клиенты продолжают активно донатить, покупать в интернете и получать разные государственные и международные выплаты. Конечно, мошенники пользуются этой ситуацией. Они рассылают всевозможными способами десятки фейковых ресурсов, которые мастерски маскируют под настоящие, чтобы завладеть конфиденциальными данными и средствами. Мы присоединились к информационной кампании #КибербезопасностьФинансов, ведь противодействие киберпреступлениям в интернете должно быть комплексным и сочетать банковский контроль и распространение информации о схемах платежного мошенничества и обучении правилам безопасности при расчетах картами в интернете.
Андрей Кашперук, заместитель председателя правления по вопросам розничного бизнеса Ukrsibbank BNP Paribas Group
В ходе кампании Национальный банк совместно с партнерами разъясняет потребителям финансовых услуг базовые элементы кибербезопасности:
- как защитить свои аккаунты, компьютеры, смартфоны и другие устройства от внешнего вмешательства;
- как создавать сложные и уникальные пароли,
- как настраивать многофакторную аутентификацию;
- как проверять сайты, на которых пользователи вводят свои платежные данные и файлы, мобильные приложения и другие приложения перед загрузкой;
- как правильно использовать публичную и домашнюю Wi-Fi-сети;
- как заботиться о программном обеспечении на собственных устройствах и других правилах безопасного поведения в виртуальном пространстве.
Информационная кампания продлится до конца сентября 2024 года во всех регионах Украины. В рамках кампании Национальный банк запускает специальную вебстраницу (лендинг) «Кибербезопасность финансов» с подробной информацией о кампании и правилах поведения в виртуальном пространстве.