Современная полномасштабная война продолжается не только на поле боя, но и в киберпространстве, в частности, наблюдается увеличение проявлений кибермошенничества и киберпреступности.

В конце прошлого года Национальный банк при поддержке Проекта USAID «Инвестиции для устойчивости бизнеса» провел первый общенациональный репрезентативный опрос населения Украины о правилах платежной безопасности и противодействии мошенникам. Его целью было определение уровня знаний украинцев в сфере платежной безопасности и выявление пробелов в этом вопросе. Результаты исследования Национальный банк использует для разработки образовательных продуктов для разных возрастных категорий и повышения эффективности информационных кампаний по противодействию платежному и кибермошенничеству (они не публикуются во избежание вероятности использования мошенниками).

Самым популярным методом мошенничества с платежными картами в Украине, как и в мире, традиционно остается социальная инженерия. В то же время значительное количество кибермошенничества в прошлом году было связано с фишингом. Используя фишинговые ресурсы (стилизованные под правительственные порталы и информационные ресурсы украинских банков и платежных сервисов) и обманывая граждан, злоумышленники пытались получить доступ к их персональным данным, информации об их платежных инструментах, финансовых номерах телефонов и средствах на счетах.

Поэтому улучшение знаний и навыков граждан в этой сфере позволит им более осмотрительно пользоваться безналичными расчетами и уберечься от мошеннических схем и ловушек в виртуальном пространстве.

«Почти четверть пользователей финансовых услуг (26%) сталкивалась с попытками платежного мошенничества, в том числе 3% из них потеряли деньги. Понятно, что более активные потребители, чаще пользующиеся интернетом, интернет-банкингом, покупают онлайн, чаще попадают и в поле зрения мошенников. Поэтому каждому, даже опытному пользователю, следует совершенствовать свои знания по кибербезопасности. В частности, обязательно повышать личную кибер осведомленность о правилах безопасности учетных записей, умеренного пользования общественным Wi-Fi, анализа незнакомых ресурсов для совершения покупок. Благодаря этой кампании Национальный банк вместе с партнерами будут повышать осведомленность украинцев, чтобы и дальше формировать безопасную культуру поведения общества в виртуальном пространстве», — отметил заместитель председателя НБУ Алексей Шабан.

Кибербезопасность нашей страны — это не только защищенность государственных информационных ресурсов, систем и баз данных. Хотя сейчас большинство кибератак имеют политическую, а точнее, военно-политическую составляющую, деятельность финансово мотивированных хакеров так же продолжает нести угрозу. Поэтому мы должны продолжать работу по усилению осведомленности всех украинских граждан по поводу того, как уберечь себя от деятельности кибермошенников, стремящихся похитить ваши данные и, как следствие, средства", — подчеркнул Глава Госспецсвязи Юрий Мироненко.

«Результаты общенационального репрезентативного опроса населения, проведенного при поддержке Проекта USAID „Инвестиции для устойчивости бизнеса“, показали, что более четверти пользователей финансовых услуг хоть раз сталкивалась с попытками платежного мошенничества, а некоторые пострадали от него. Из них большая часть — это более активные потребители, которые чаще пользуются интернет-магазинами, платными онлайн-сервисами и дистанционным банкингом. Стремительное развитие технологий способствует распространению мошенничества, особенно на фоне войны, и усложняет его выявление. Следовательно, меры по повышению осведомленности населения о платежной безопасности, соответствующие информационно-учебные кампании должны быть регулярными и общенациональными. Наш Проект с радостью поддержал проведение опроса и кампанию НБУ по противодействию платежному мошенничеству #КибербезопасностьФинансов», — отметила Юлия Витко, и.о. о. руководителя Проекта USAID «Инвестиции для устойчивости бизнеса».

«В современном мире, где цифровые технологии являются неотъемлемой частью жизни, кибербезопасность становится едва ли не самым важным вопросом, особенно для финансового сектора. Мы уже не первый год полагаемся на цифровые технологии, поощряя наших клиентов обслуживаться дистанционно, поэтому придерживаемся высоких стандартов кибербезопасности в собственной работе. ПроКредит Банк считает своим долгом заботиться о безопасности клиентских данных и повышать осведомленность в разрезе информационной безопасности. Обслуживая клиентов дистанционно, мы ощущаем за собой еще больше ответственности и хотим быть проактивными в направлении углубления знаний граждан о киберугрозах и методах защиты от них. Именно поэтому наша вовлеченность в этой инициативе — не просто вопрос имиджа, а внутренняя инициатива оградить украинскую финансовую систему от киберпреступности», — комментирует Виктор Пономаренко, Председатель правления ПроКредит Банка.

В ходе кампании Национальный банк совместно с партнерами будет разъяснять потребителям финансовых услуг базовые элементы кибербезопасности по следующим вопросам:

 — как защитить свои аккаунты, компьютеры, смартфоны и другие устройства от внешнего вмешательства;

 — как создавать сложные и уникальные пароли;

 — как настраивать многофакторную аутентификацию;

 — как проверять сайты, на которых пользователи вводят свои платежные данные и файлы, мобильные приложения и другие приложения перед загрузкой;

 — как правильно использовать публичную и домашнюю Wi-Fi сеть;

 — как заботиться о программном обеспечении на собственных устройствах и других правилах безопасного поведения в виртуальном пространстве.

Информационная кампания продлится до конца сентября 2024 года во всех регионах Украины. В рамках кампании Национальный банк запускает специальную вебстраницу (лендинг) «Кибербезопасность финансов» с подробной информацией о кампании и правилах поведения в виртуальном пространстве.