«Безопасность наших клиентов и их данных, операций, платежей — наш главный приоритет. Несмотря на высокий уровень киберзащиты банков, основными типами мошенничества в Украине „психологические“ — социальная инженерия и фишинг. Мы постоянно отслеживаем появление новых схем и методов финансового и кибермошенничества и разрабатываем соответствующие технологии противодействия. К сожалению, доверчивость и недостаточное знание основ платежной безопасности является главным фактором, позволяющим жить и распространяться мошенническим схемам в Украине. Уверены, что объединив усилия, мы сможем повысить и уровень знаний украинцев по кибербезопасности финансов, и общий уровень финансовой грамотности», — отмечает Лариса Чернышева, заместитель председателя правления Приватбанка по вопросам управления рисками .

Современная полномасштабная война продолжается не только на поле боя, но и в киберпространстве, в частности, наблюдается увеличение проявлений кибермошенничества. По результатам общенационального опроса, проводимого НБУ в прошлом году при поддержке USAID, самым популярным методом мошенничества с платежными карточками в Украине, как и в мире является социальная инженерия, также значительное количество кибермошенничества связано с фишингом.

Используя фишинговые ресурсы (стилизованные под правительственные порталы и информационные ресурсы украинских банков и платежных сервисов) и обманывая граждан, злоумышленники пытаются получить доступ к их персональным данным, информации об их платежных инструментах, финансовых номерах телефонов и средствах на счетах. Поэтому улучшение знаний и навыков граждан в этой сфере позволит пользователям финансовых услуг более осмотрительно пользоваться безналичными расчетами и уберечься от мошеннических схем и ловушек в виртуальном пространстве.

Почти четверть пользователей финансовых услуг (26%) сталкивалась с попытками платежного мошенничества, в том числе 3% из них потеряли деньги. Понятно, что более активные потребители, которые чаще пользуются интернетом, интернет-банкингом, покупают онлайн, чаще попадают и в поле зрения мошенников. Поэтому каждому, даже опытным пользователям, следует совершенствовать свои знания по кибербезопасности. партнерами будут повышать осведомленность украинцев, чтобы и дальше формировать безопасную культуру поведения общества в виртуальном пространстве", — отметил заместитель Председателя НБУ Алексей Шабан .

Кибербезопасность нашей страны — это не только защищенность государственных информационных ресурсов, систем и баз данных. Хотя сейчас большинство кибератак имеют политическую, а точнее военно-политическую составляющую, деятельность финансово мотивированных хакеров так же продолжает нести угрозу. Поэтому мы должны продолжать работу по усилению осведомленности. всех украинских граждан относительно того, как уберечь себя от деятельности кибермошенников, стремящихся похитить ваши данные и, как следствие, средства", — подчеркнул Глава Госспецсвязи Юрий Мироненко.

В ходе кампании Национальный банк совместно с партнерами будет разъяснять потребителям финансовых услуг базовые элементы кибербезопасности по следующим вопросам:

  • как защитить свои аккаунты, компьютеры, смартфоны и другие устройства от внешнего вмешательства;

  • как создавать сложные и уникальные пароли,

  • как настраивать многофакторную аутентификацию;

  • как проверять сайты, на которых пользователи вводят свои платежные данные и файлы, мобильные приложения и другие приложения перед загрузкой;

  • как правильно использовать публичную и домашнюю Wi-Fi-сети;

  • как заботиться о программном обеспечении на собственных устройствах и других правилах безопасного поведения в виртуальном пространстве.

Информационная кампания продлится до конца сентября 2024 года во всех регионах Украины. В рамках кампании Национальный банк запускает специальную вебстраницу (лендинг) «Кибербезопасность финансов» с подробной информацией о кампании и правилах поведения в виртуальном пространстве.