Такое мнение высказал Сергей Мамедов, глава правления Глобус Банка.
По словам банкира, согласно финансовым расчетам, в январе и феврале Украина должна получить до $6 млрд, которые были бы направлены на покрытие дефицита бюджета. Однако за этот период, как отметил эксперт со ссылкой на данные Министерства финансов Украины, получено около $1,2 млрд, из которых $390 млн от Японии и $760 млн в рамках проекта Всемирного банка PEACE in Ukraine (гранты от правительства Японии на $465 млн и правительства Норвегии на $295 млн).
По его мнению, хоть макрофинансовая поддержка лишь косвенно влияет на банковский сектор, но она крайне важна для стабильности национальной валюты, а значит, и для развития депозитных и кредитных программ.
«Январь и февраль оказались достаточно „нервными“ не только ввиду недополученных средств от международных партнеров, которые заранее „вписаны“ в бюджет, но еще и потому, что отсутствие системы внешнего финансирования усиливает давление на национальную валюту, что в свою очередь сказывается на валютном рынка, на депозитных и кредитных программах», — подчеркнул он.
Сергей Мамедов рассказал, что ввиду уже обнародованной информации по состоянию на начало марта ожидаемый объем макрофина в 2024 году может достигнуть $36 млрд (в госбюджете учтены $37 млрд международной финансовой помощи). В частности, это более $5 млрд от Японии, гранты Всемирного банка на $760 млн, €18 млрд (эквивалент $19,4 млрд), предусмотренных 4-летней программой поддержки от ЕС, а также новый транш от МВФ на $900 млн. Кроме того, ожидается, что в программе финансирования от США на $61 млрд финансовая поддержка экономики Украины составит $9,6 млрд ($7,9 млрд — прямое финансирование бюджета Украины).
«Можно считать, что в 2024 году объем международной помощи окончательно решит вопрос покрытия расходов госбюджета, а значит, ситуация в экономике и в банковском секторе в частности будут совпадать с общими прогнозами и ожиданиями», — подчеркнул глава Глобус Банка.
По его мнению, «качели» с макрофином должны побуждать к более активному внедрению реформ, касающихся, прежде всего, развития малого и среднего бизнеса, развития экспорта, привлечения необходимых инвестиций в развитие стратегических отраслей экономики
«В 2025 году по сравнению с 2024 годом уровень международной финансовой помощи может сократиться ориентировочно в 1,5 раза — до $25 млрд, а в 2026 году международная помощь составит до $12,6 млрд. Следовательно, очень важной станет наша „внутренняя“ способность активно развивать экономику, полагаясь на собственные силы», — резюмировал Сергей Мамедов.