— Уже несколько лет некоторые банки пытаются активнее развивать лизинг. Почему вам, как банку, стало интересно это направление?

— На этом рынке много возможностей, которые мы не можем потерять. Украинский рынок лизинга существенно отстает от европейского по целому ряду причин. Еще недавно наше законодательство не позволяло банкам развивать лизинг. В частности, из-за определенных правовых коллизий предмет лизинга не учитывался как залог в банках. Впоследствии все ограничения были устранены, нормативные акты стали более гибкими, но банки не спешили развивать это направление. Мы много лет работаем с лизинговыми компаниями, более того, в нашей банковской группе также есть лизинговая компания. Потому мы знаем, как работает и как может развиваться этот бизнес. В настоящее время заинтересованность клиентов в услуге финансового лизинга растет. Среди преимуществ для клиентов удобство и скорость оформления. Банк берет на себя большую часть работ, обычно беспокоящих клиентов при приобретении транспорта, например, регистрацию и страхование. В то же время стоимость лизинга не дороже кредитования: в гривне — 24−25% годовых, в валюте — 10−11%. С дальнейшим снижением учетной ставки стоимость финансового лизинга также будет снижаться.

 — Вы развиваете лизинг, в частности, в розничном сегменте?

— Да, в 2021 году мы приняли решение о приоритетности развития финансового лизинга. На сегодняшний день мы сформировали команду, получили самые современные IT-решения для обеспечения продаж, создаем региональную сеть во всех областях страны. Мы ориентируемся на все сегменты рынка: крупных корпоративных клиентов, малый и средний бизнес, а в этом году были введены программы финансирования для физических лиц. Война подтвердила правильность нашего решения: если сравниваем, как ведут себя заемщики, когда у нас просто залог и когда у нас в собственности профинансированное имущество становится очевидным, что во втором случае у нас гораздо больше возможностей влиять на ситуацию.

— Таскомбанк конкурирует с лизинговой компанией, входящей в банковскую группу?

 — Мы, безусловно, будем «играть на одном поле». Но у нас есть разные задачи и возможности, стараемся не конкурировать, а удовлетворить как можно большее количество клиентов. Кроме того мы выкупаем портфели лизинговых компаний, предоставляя им возможность развиваться без привлечения дополнительного капитала и увеличивать объемы финансирования клиентов. Мы работаем в синергии, дополняя друг друга. В арсенале Банка есть полный список финансовых услуг, которые мы предлагаем не только своим клиентам, получающим финансовый лизинг, но и клиентам лизинговой компании «УЛФ-Финанс». Лизинговая компания, со своей стороны, дополнительно к предоставленному финансированию продает банковские продукты. Задача банка — определить потребности клиентов и предложить решение задач. К тому же лизинг автомобилей — не единственное направление, которое нам интересно. Сейчас активно предлагаем бизнесу обратный лизинг.

— Как работает эта услуга?

 — Объясню на примере. Есть определенная компания, занимающаяся переработкой. Для своей деятельности она приобрела дорогостоящее оборудование, а теперь ей нужно дополнительное финансирование для закрытия определенных потребностей. Какие варианты? Мы можем предложить ему кредит под залог оборудования. Но если у компании уже есть кредиты, возникает риск, что необходимую сумму мы просто не сможем выдать из-за закредитованности заемщика. В таком случае альтернативным инструментом становится обратный лизинг: банк выкупает оборудование компании и передает его в лизинг этой компании. Такое решение позволяет бизнесу получить оборотные средства, которые с помощью других финансовых инструментов было бы трудно или даже невозможно получить.

— Насколько такой продукт популярен?

— Сейчас это скорее единичные сделки — один из вариантов решения задач клиента. Но благодаря простоте и приемлемости для клиентов количество таких сделок постоянно растет. Классический лизинг позволяет сохранить оборотный капитал и приобрести активы, необходимые для развития и поддержки бизнеса или даже начать новый. Услуга обратного лизинга — это удовлетворение потребности клиента в пополнении оборотных средств при наличии достаточного количества транспорта и оборудования для своей работы. С началом войны потребностей у клиентов стало больше, поэтому в ход пошли такие продукты, как гарантии или факторинг. Но даже эти, на первый взгляд, классические продукты с началом войны существенно изменились. К примеру, есть компания, которая выпускает оборудование для больших супермаркетов. Она продает свое оборудование торговым сетям, но покупатель не платит сразу, а растягивает платеж на три года. Вместо этого поставщику деньги нужны уже сегодня. Здесь на помощь приходим мы и выкупаем продолжающиеся три года обязательства. Формально — это факторинг, но не тот факторинг, к которому мы привыкли. Также в этой ситуации мы можем предложить классический лизинг, тогда банк выкупает оборудование и отдает его в лизинг торговой сети. Мы постоянно напоминаем, что во время войны нам нужно подстраиваться под запросы клиентов.

— В каких отраслях развитие лизинга наиболее перспективно?

— Мы как банк никогда не ставили перед собой задачу развивать то или иное «модное» направление, и наоборот, не сокращали кредитные портфели в тех сегментах, которые другие банки считали высокорисковыми. Во всех отраслях есть успешные компании, которые мы хотим видеть нашими заемщиками. Лизинг — не исключение. Среди наших клиентов — дорожные компании, сельхозпроизводители, переработчики, логистические и транспортные компании. Мы возобновили финансирование в мае 2022 года, ведь понимаем, что поддержка украинского бизнеса сейчас очень важна для страны и развития экономики. Услуга финансового лизинга проще и быстрее для получения, чем классическое кредитование.

— Заметили ли во время войны разницу в обслуживании классических кредитов и лизингового финансирования?

— Безусловно, лизинговый портфель обслуживался лучше кредитного. Сегодня, учитывая несовершенство судебной системы, неразвитое законодательство по защите прав кредиторов, лизинг становится более надежным вариантом, чем кредитование. Кроме того, сумма лизингового финансирования обычно меньше средней суммы кредита в корпоративном секторе, поэтому клиенты даже в сложные времена пытались погашать небольшие суммы. Средний чек запросов на лизинг составляет около 2 млн. грн. Ну и мы как кредитор довольно быстро реагировали на возникающие у клиентов непредсказуемые ситуации: предлагали варианты реструктуризации задолженности или кредитные каникулы, меняли графики платежей. Для нас важно даже в сложных ситуациях сохранить человеческие отношения с клиентами. У нас было несколько случаев повреждения техники во время оккупации: в каждой ситуации мы находили решение, которое устроило бы обе стороны. Ситуаций, когда нам приходилось разыскивать должников и силовыми методами забирать имущество, не было.

— Какие у вас планы развития лизинга?

— Наша задача — до конца года сформировать во всех регионах специализированные подразделения, которые будут заниматься развитием лизинга. Ведь лизинг — это не просто один из способов предоставления финансирования, это сервис. Если мы говорим о лизинге техники или авто, то их нужно не просто приобрести, но и поставить на учет, застраховать, обеспечить сервисное обслуживание. Рядовые банковские работники не будут и не должны этим заниматься. Еще одна из причин, почему банки неохотно развивали лизинг — они не хотели заниматься непрофильными задачами. Мы решили для этих задач нанять специальных работников. Наша задача на этот год — сформировать портфель нового бизнеса в объеме 1 млрд грн. По состоянию на 1 октября мы уже профинансировали бизнес более чем на 600 млн. грн. В следующем году планируем прирасти еще на миллиард гривен нового финансирования. Это вполне реальная задача. Мы рассчитываем, что лизинг наконец-то включат не только формально, но и реально в программу господдержки «5−7−9%», что сделает услугу еще более привлекательной для клиентов.

Источник «25 ведущих банков Украины», Финансовый клуб.