Один из структурных маяков сотрудничества с МВФ — до конца декабря 2023 года утвердить Национальную стратегию доходов (НСД) на 2024−2030 гг. Ее цель — снижение внешней финансовой зависимости Украины. В первом пересмотре программы МВФ подчеркивается, что украинская «власть признает важность интеграции реформ налогового и таможенного администрирования в НСД».

Почему перезагрузка может быть долгой

Способность Украины собирать необходимое количество доходов зависит не только от темпов восстановления экономики, но и от ключевых институтов, которые должны эффективно администрировать процесс сбора налогов, таможенных платежей и бороться со злоупотреблениями со стороны нечестного бизнеса.

Весной 2023 года председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев отмечал необходимость проведения полной перезагрузки Государственной таможенной службы (ГТС), Государственной налоговой службы (ГНС), а также Бюро экономической безопасности (БЭБ) уже до конца этого года.

Под полной перезагрузкой подразумевается модель, которая уже была применена в НАБУ (Национальном антикоррупционном бюро Украины) и САП (Специализированной антикоррупционной прокуратуре), а именно:

  • назначение руководителя по предоставлению конкурсной комиссией с большинством представителей международных организаций;
  • возможность проведения независимой оценки деятельности;
  • возможность увольнения руководителя по заключению независимой оценки;
  • переаттестация всех работников.

Напомню, что конкурс на главу НАБУ длился с августа 2022 года, а назначение Семена Кривоноса председателем состоялось в марте 2023 года. Почти два года не было постоянного руководителя у САП. Поэтому процесс перезагрузки ГТС, ГНС и БЭБ может оказаться столь же длительным.​

Что происходит сейчас

Но самое главное, что эти инициативы по перезагрузке до сих пор официально не запущены, потому что продолжают находиться на рассмотрении в парламенте:

  • Для ГНС законопроект № 9243 в Верховной Раде с апреля 2023 года не выдвигали на голосование.
  • Для БЭБ законопроект № 10088−1 не выдвигали на голосование;
  • Для ГТС законопроект № 6490-д принят за основу (первое чтение) 11 апреля 2023 года.

В итоге, сейчас руководителями ГНС, ГТС и БЭБ являются исполняющие обязанности. Властным «куратором» налоговой политики является тот же Даниил Гетманцев, который в сентябре 2023 года заявил, что руководители этих учреждений будут сохранять статус «и.о.» до принятия соответствующих законов о перезагрузке. При этом главным препятствием в принятии законодательства парламентарий назвал «отсутствие согласия на участие в конкурсных комиссиях наших международных партнеров».

Нереформированные ГНС, ГТС и БЭБ используются для обогащения чиновников и их кураторов, пытающихся нахватать «как в последний раз».

За примерами ходить далеко не нужно.

17 октября прошли обыски в заведениях сети ресторанов !FEST детективами Бюро экономической безопасности (БЭБ), усиленными оперативниками Службы безопасности (СБУ). Обыски проходили с элементами «маски-шоу» для того, чтобы выявить уклонение от уплаты налогов при выплате заработных плат. Напомню, что БЭБ, по замыслу, должно выполнять, прежде всего, аналитическую функцию, а не штурмовать заведения общественного питания. В данном случае !FEST использовал схему оптимизации налогов, распространенную среди рестораторов, — использование ФОП для своих сотрудников.

Так, ФОП вместо найма — это схема уклонения от налогообложения. Но ежегодные потери для бюджета от таких схем оцениваются только в размере 8 млрд грн/год. В целом, все более распространенной практикой становится возбуждение уголовных дел против бизнеса, чтобы держать во взвешенном состоянии, пока бизнесмен, например, не согласится «решить вопрос». Как это способствует экономическому восстановлению или приходу иностранных инвесторов? Вопрос риторический.

Другой яркий пример — это ситуация на таможне. В последние месяцы наблюдается рост даже не «серого», а «черного» импорта, никак не проходящего в фискальных расчетах. Это и алкоголь, и топливо, и техника, и другие популярные товары. Потери от схем оцениваются уже в десятки миллиардов гривен. Таможенники позволяют бизнесменам ввозить свои товары «по ускоренной процедуре» и «обходить» обязательные импортные платежи. Возможно, именно поэтому уже несколько лет не решаются «странные» проблемы, вроде нехватки сканеров для контроля на таможне, или отсутствия обмена таможенной информацией со странами-соседями, в результате чего существует огромный размер статистического разрыва импорта-экспорта.

Как и в случае с силовыми органами, у ГНС есть возможность остановки хозяйственной деятельности бизнеса путем блокировки налоговых накладных и отнесения их к критериям рискованности налогоплательщика. «Ручная» регистрация налоговых накладных становится коррупционным рычагом, позволяющим требовать взятки от предпринимателей.

Именно поэтому и появляются письма от Государственного департамента США с перечнем и сроками реформ, от которых зависит дальнейшее внешнее финансирование Украины. Ибо в Вашингтоне уже поняли, что властные обещания без контроля ничего не стоят. Пока же проблемы налоговой системы остаются самыми весомыми среди препятствий для ведения бизнеса, и эти органы нуждаются в глубокой институциональной реформе. Но это нужно не американцам, а, прежде всего, всем нам — чтобы финансировать нашу армию для победы над российским агрессором и продолжать движение для получения членства в Европейском Союзе.

Мнения, изложенные в статьях, являются позицией автора и могут не отражать точку зрения редакции.