Для понимания, что такое польское направление поставки топлива. В октябре через украинско-польскую границу автомобильным транспортом въехало 36% общего импорта пропан-бутана, 18% — бензина и 16% — дизтоплива.
Если сжато, то по бензинам вообще не вижу проблемы. По дизтопливу приятного мало, но прорвемся: рынок неплохо сработал в октябре, запас еще есть, пойдет сезонное снижение потребления, а там уже и рынок адаптируется к новым условиям. А вот со сжиженным газом может быть грустно.
Кто не в курсе, за последний месяц розничная цена на автогаз выросла на 20% — до 31,5 грн/л. Это произошло еще до страйка из-за очередей с нашей стороны границы, а именно из-за роста агроэкспорта.
Согласно системе «є-черга», ждать выезда нужно 11−13 суток (буква «є» при таких терминах приобретает новое толкование). Еще летом это было 3−4 дня. То есть, чтобы сохранить прежний объем автопоставок, нужно в 3 раза больше машин. Их нет. Рынок переходит на железную дорогу, но это не мгновенный процесс.
Теперь из-за страйка очереди на выезд будут еще увеличиваться, а параллельно — появятся на въезд, очевидцы сегодня это уже фиксировали.
Пока полной картины нет. Кто-то говорит, что бензовозы с газовозами не блокируют, потому что, вроде бы, к этой категории перевозок у польских перевозчиков нет претензий (приехали за грузом и поехали домой). По словам других трейдеров, стал Ягодин, «є-черга» за сегодняшний день увеличилась на один день. А вот Шегини работают. Хотелось бы услышать официальные цифры по количеству пересекших границу машин.
Читайте также: Единороги, злотый или кавалерка: как заработать на Польше
Не хочу ничего говорить о поляках, чтобы «не нагнетать». Скажу только, что Украина формирует огромный спрос на польские товары, в том числе нефтепродукты (загружая, в частности, и польские морские порты), и дает транзит огромной номенклатуры других товаров. Теперь поляки хотят зарабатывать не просто на продаже и транзите, но и на перевозках этих грузов. Желание понятное. Но что-то не так с этой европейской, прошу прощения, солидарностью.