Во время полномасштабной войны платежное мошенничество не исчезло, напротив, наблюдалось увеличение проявлений кибермошенничества и киберпреступности. Самым популярным методом мошенничества с платежными картами в Украине, как и в мире, традиционно остается социальная инженерия.
«Мы уверены, что кампания #ШахрайГудбай особенно актуальна во время войны, когда мошенники используют уязвимость граждан, их тревогу, затруднительное состояние. Противодействовать этому можно только через осведомленность и критическое мышление. Характерно, что большинство случаев, когда граждане теряют свои средства, возникают из-за разглашения ими данных своей карты, одноразовых паролей для подтверждения операций, данных для входа в интернет-банкинг. Половина от общей суммы ущерба от мошенничества с платежными карточками произошла из-за социальной инженерии. Их можно было бы избежать, помня и соблюдая правила безопасного использования платежных карт, — отметил директор Департамента платежных систем и инновационного развития Андрей Поддерегин. — Благодаря этой кампании Национальный банк вместе с партнерами надеются напомнить как можно большему количеству граждан, особенно молодежи, которая является наиболее активным пользователем, важные правила платежной безопасности, повысить осведомленность украинцев и продолжать формировать у них безопасную культуру поведения в виртуальном пространстве».
Сумма убытков банков, торговцев, клиентов от незаконных действий с платежными карточками за прошлый год составила более 481 млн. гривен. Это на 46% больше, чем в довоенном 2021 году. Количество незаконных действий с платежными карточками, по которым был понесен ущерб, возросло на 8%.
В 2022 году средняя сумма одной незаконной сделки составляла около 2 200 гривен, что на треть больше чем в 2021 году (1 600 гривен).
В то же время, если посчитать уровень ущерба от незаконных действий с платежными картами в общей сумме всех расходных операций с платежными картами, то он остался относительно низким.
Так, на один миллион гривен расходных операций с использованием платежных карт на незаконные действия/мошеннические операции приходилось 69 гривен. Это не намного больше, чем в 2021 году (65 гривен), и свидетельствует о том, что в прошлом году сумма убытков от мошенничества росла сопоставимо с ростом суммы операций с платежными карточками украинских банков.
Также Андрей Поддерегин добавил, что 86% от общего количества случаев платежного мошенничества за 2022 год произошло в сети Интернет, в то же время только 14% — через физические устройства (торговая сеть, банкоматы, устройства самообслуживания).
«С начала этого года в Департамент киберполиции поступило уже более 20 тысяч обращений граждан, из них — более 75% по мошенничеству в Интернете. Аналогичные процентные показатели мы наблюдали и в прошлом году, соответственно, противодействие онлайн-мошенничеству остается одним из основных направлений работы киберполиции», — подчеркнул начальник Департамента киберполиции Национальной полиции Украины полковник полиции Юрий Выходец.
Поэтому во время кампании вместе с Национальным банком и другими партнерами Unex Bank будет напоминать гражданам о простых базовых правилах платежной безопасности.
Это уже не первая кампания, направленная на повышение осведомленности украинцев о методах и способах мошенничества, которую инициирует банковский регулятор. Да и банки не жалеют усилий, объясняя украинцам простые правила: держать в секрете пароли от клиент-банка, не сообщать никому три цифры с обратной стороны карты, проверять URL-адрес перед тем, как вводить данные карты. Однако до сих пор злоумышленники успешно пользуются простейшими способами мошенничества. Так что мы охотно и с радостью присоединились к всеукраинской кампании #ШахрайГудбай", — добавила директор по маркетингу Unex Bank Алина Компанец.
Помимо образовательной составляющей в рамках кампании планируется провести масштабную просветительскую работу в учебных заведениях. С 3 апреля по 31 мая 2023 года пройдут образовательные мероприятия для учебных заведений, направленные на повышение уровня знаний детей и молодежи по платежной безопасности, в частности:
- Марафон послов кампании #ШахрайГудбай — проект для педагогов, которые противодействуют платежному мошенничеству и проводят образовательные мероприятия по платежной безопасности на основе учебных материалов, разработанных Национальным банком;
- Конкурс «Платежная безопасность в комиксах» — инициатива, во время которой студенты будут создавать комикс на тему платежной безопасности с помощью инструментов на основе искусственного интеллекта: чат-бот ChatGPT и генератора изображений Midjourney или Bing Image Creator;
- Конкурс видеоработ о платежном мошенничестве «PaySafe» — инициатива, в ходе которой учащиеся и студенты будут создавать видео с советами, как защититься от распространенных сценариев платежного мошенничества.
Для этих образовательных мероприятий был создан отдельный сайт, где описаны подробные условия участия в марафоне и конкурсах.
«Мы рады поддержать кампанию по противодействию платежному мошенничеству, организуемую Национальным банком Украины. Молодые, которые активно пользуются социальными сетями и делятся большим количеством личной информации в сети Интернет, крайне важно знать о мошенниках и избегать мошеннических схем. Поскольку Украина идет в направлении развития цифровых финансов, необходимо понимать, как защитить данные в сети Интернет и проверять платежные операции», — прокомментировал Роберт Бонд, руководитель Проекта USAID «Реформирование финансового сектора».
Информационная кампания продлится до конца года во всех регионах Украины. В ее рамках Национальный банк вместе с партнерами будут информировать граждан о том, как уберечься от платежного мошенничества, в частности через обновленную тематическую веб-страницу (лендинг) #ШахрайГудбай с подробной информацией о кампании и правилах поведения в виртуальном пространстве.