Рост цен замедлился: что не дает усмирить инфляцию
Аналитики НБУ зафиксировали незначительное снижение инфляции в Украине в январе — до 26% (с 26,6% по итогам 2022 года). А также сообщили, что замедление роста цен продолжалось и в феврале, хотя и не указали, насколько заметно. В отчете приводятся лишь оценки по февральским ожиданиям:
-
предприятий — 23,3%;
-
банков — 22,9%;
-
финансовых аналитиков — 18,1%;
-
домохозяйств — 11,8%.
В НБУ обратили внимание на то, что затухание инфляции началось раньше, чем ожидал регулятор, по двум причинам: улучшение ситуации в энергетике и теплая зима в 2023 году, что позволило дополнительно экономить дорогое топливо.
Снижению роста цен также способствовали успехи наших ВСУ на фронте. Деоккупация Херсонской области и разблокировка товаров из других областей увеличили предложение продуктов, а стабильная ситуация на валютном рынке не давала топлива для их подорожания.
Свою роль сыграла и благоприятная ситуация с ценами на топливо, которое занимает значительную долю в себестоимости продукции. Например, в том же пищепроме она составляет около 15%. Поэтому рост цен на ГСМ тут же бьет по стоимости остальной продукции.
Сейчас, благодаря снижению мировых цен на нефть и насыщению отечественного рынка достаточными запасами горючего, цены на него начали снижаться. Так, с начала года бензин и дизтопливо потеряли 4−5 грн на литре, или 8−10%.
Это замедлило подорожание транспортных услуг. Положительно на ценах сказался и мораторий на увеличение тарифов ЖКХ для населения.
В то же время, аналитики НБУ указывают, что факторы, которые разгоняют инфляцию, остаются довольно существенными. Мешают снижению розничных цен большие энергетические затраты предприятий после возникновения дефицита э/э из-за атак государства-террориста. Кроме того, высокую инфляцию стимулирует исчерпание запасов продукции длительного хранения.
Читайте также: Инфляция начала замедляться раньше ожиданий Нацбанка
Налоговые поступления снижаются: как наполняют бюджет
В аналитическом обзоре отмечается значительный дефицит госбюджета в январе (161,1 млрд грн) и феврале (свыше 249 млрд грн).
В НБУ объяснили, что, в основном, кассовый разрыв казны, как и в 2022 году, перекрывался за счет международной помощи. Однако, большую часть средств Украина получает в виде кредитов ($3,9 млрд) и меньшую — в качестве грантов, которые не нужно возвращать ($2,4 млрд).
Значительным источником финансирования бюджета остаются размещения ОВГЗ. Продажи этих бумаг активизировалось после того, как НБУ позволил банкам формировать до 50% обязательных резервов за счет отдельных выпусков гособлигаций. Тех, что вошли в его бенчмарк: теперь таких выпусков шесть. Эти бумаги у банков нарасхват, поэтому Министерство финансов может активнее привлекать средства на внутреннем долговом рынке — 84 млрд грн.
Хуже обстоят дела с традиционными источниками наполнения бюджета. Нацбанковцы отметили сокращение бюджетных доходов в январе-феврале, по сравнению с прошлогодними, в первую очередь, из-за сужения налоговой базы, а также высоких объемов возмещения НДС в два первых месяца 2023-го.
Ключевыми расходами госбюджета остаются финансирование обороны и безопасности (выплаты военнослужащим), восстановления поврежденной инфраструктуры, соцвыплат и закупок критически важных товаров и услуг.
Что происходит с экономикой: 76% компаний планируют расширяться
Украинский бизнес очень тяжело переваривает военное положение экономики. Аналитики Нацбанка ссылаются на результаты опроса AmCham, которые показывают, что почти у половины (47%) компаний продажи упали на 30%, а еще у 19% респондентов они вообще рухнули более чем на 50%. Чаще всего о потере половины и более продаж сообщают предприятия торговли, транспорта, пищевой промышленности и добывающей промышленности, а также аграрии.
Для понимания настроений, регулятор привел пример с опросом Европейской бизнес ассоциации, где почти поровну разделились оптимисты и пессимисты: 38% компаний прогнозируют ухудшение положения дел в своих хозяйствах в ближайшие 6 месяцев, а 33% — ждут улучшения ситуации. Оставшиеся 29% не рассчитывают на значительные изменения. В то же время, 76% опрошенных предприятий планируют расширение бизнеса.
Из ключевых фактов НБУ выделил следующие:
-
С начала февраля дефицит электроэнергии начал сокращаться, и сошел на нет к концу месяца. Что помогло увеличить загрузку металлургических и трубных предприятий. Это вместе с улучшением внешнеэкономической ценовой конъюнктуры содействовало восстановлению работы горно-обогатительных комбинатов.
-
Химические предприятия наращивали производство минеральных удобрений перед весенней посевной.
-
Восстановили работу ряд пищевых заводов. Влияние энергокризиса ослабилось для молочных предприятий и мясопереработчиков.
-
В агросекторе началась весенняя посевная, которая усложняется поздним сбором кукурузы (несобранными остаются 5% площадей), тепличные комбинаты начали отгружать огурцы нового оборота.
-
В животноводстве сезонно сократилось предложение сырого молока, но с конца февраля ожидается его рост. Благодаря наращиванию поголовья кур в ближайшие месяцы прогнозируется рост производства яиц.
-
Перевозки в рамках «зернового коридора» в феврале выросли на 19%, по сравнению с предыдущим месяцем.
Рынок труда: безработных много, на повышение зарплат рассчитывать не стоит
В феврале, благодаря сезонному оживлению, выросло количество резюме и вакансий, однако нагрузка на одну вакансию оставалась большой. А опросы показали, что 33% тех, кто был трудоустроен до 24 февраля 2022 года и уволен после начала войны, так и не нашли работу. Что объясняется сокращениями кадров где-то в половине опрошенных компаний.
Рост доходов домохозяйств в начале 2023 года обеспечивался, в основном, за счет выплат военнослужащим. Согласно опросу ЕБА, 61% предприятий не собираются менять зарплаты, а 28% — планируют повышения.
Платежный баланс и валютный рынок
В январе (по сравнению с декабрем) импорт падал активнее, чем экспорт. Регулятор поясняет это уменьшением закупок продукции машиностроения и промышленных изделий. Благодаря этому дефицит торговли товарами сузился, хотя и оставался значительным. В то же время, поступления международных грантов были меньше, чем в предыдущие месяцы, вследствие чего сальдо текущего счета вернулось к отрицательным значениям.
Как и прежде, приток капитала в госсектор обеспечивался за счет международной помощи. Например, в январе Украина получила первый транш в размере 3 млрд евро в рамках новой масштабной Программы макрофинансовой помощи от ЕС на 2023 год.
При этом сократился чистый отток капитала из реального сектора, благодаря меньшему наращиванию нерезидентами задолженности по торговым кредитам и поступлением гарантированных ссуд энергетическому сектору.
С 24 февраля 2022 года по 1 марта 2023-го объем международной помощи Украине превысил $38 млрд грн, а золотовалютные резервы Нацбанка на начало февраля достигли $29,9 млрд.
В феврале предложение иностранной валюты подпитывалось как сезонным увеличением ее продаж (преимущественно предприятиями АПК для подготовки к проведению посевной кампании), так и насыщением рынка наличной иностранной валютой. В том числе, за счет уменьшения спроса населения из-за возможности покупки безналичного доллара/евро с последующим размещением на депозит.
Положительно на валютном рынке сказалось сворачивание Нацбанком эмиссии гривны, которая в 2022 году через выкуп Нацбанком ОВГЗ достигла 400 млрд грн.