Это хорошо, что мы с топливо. Более того, с начала года бензин и дизтопливо потеряли 4−5 грн на литре или 8−10%. Но чемпионом является сжиженный газ — подешевел тоже на 5 грн, но это составляет 20%! Вроде бы, неплохо. Но.

Это удешевление автогаза происходит в основном благодаря увеличению доли… российского ресурса. Он идет не напрямую, на нем не написано, что это он, но это так. Импортируется под видом «польских», «литовских» и «латвийских» миксов, иногда даже с благообразными евро-сертификатами.

Знаете ли вы, если в смеси 49% российского топлива, то оно уже считается нероссийским? Так это трактует европейское законодательство. Правда, есть большие сомнения, что в этих чудо-миксах есть нечто, кроме русского. Отдельные партии автогаза оформляются просто на основании паспортов качества латвийских хранилищ, куда кроме российского ресурса больше ничего не поступает.

Читайте также: Топливо на украинских АЗС уже подешевело на 10%: что будет с ценами дальше

Новые неожиданные экспортеры дизтоплива

И если автогаз начал «газовать» с осени, то дождались уже и дизеля. На прошлой неделе для оформления поступил то ли албанский, то ли египетский груз. Думаю, скоро поступит марокканский, алжирский, египетский или тунисский…

Эти страны — новые неожиданные экспортеры дизтоплива, в большинстве своем не имеющие своей нефтепереработки. А откуда тогда продукт? Из России. Именно эти страны начали принимать это топливо после европейского эмбарго на российские нефтепродукты, которое вступило в силу 5 февраля.

Отдельная тема — Турция. Она импортирует и российскую нефть, и российские нефтепродукты. Трейдеры говорят, что сильно там не заморачиваются — на морских терминалах «перебивают» паспорта и это топливо превращается в турецкое, то есть неподсанкционное… В феврале турецкого топлива было 50 тыс. т или 10% от общего импорта.

Но это еще не все. Еще было импортировано 50 тыс. т индийского дизтоплива. Оно тоже уходит из турецких портов. Но если в эти порты поставляется также сотни тысяч тонн российского ресурса, как разобраться, что в конце концов приехало к нам? Как отследить, сколько того индийского топлива пришло и вышло из Турции? Есть мнение, что с индийскими сертификатами оттуда выходит в несколько раз больше, чем заходит.

То есть происхождение 20% нашего февральского импорта с турецких берегов находится под большим подозрением.

Читайте также: Год войны: сколько реально заплатила и еще потеряет рф

Почему не срабатывают «фильтры»

Характерно, что подобные грузы в Европу не проходят. И главный фильтр здесь — банковская система: аналитики отслеживают товарные потоки, обнаруживают токсичные грузы и отказывают в финансировании этих операций. Но уже есть ответ рынка и на это — азиатские и арабские банки. В Европу ты вряд ли заедешь, а вот в Украину — пожалуйста!

Скажу больше — формально у нас даже нет запрета на импорт российских нефтепродуктов. Для таможенного оформления достаточно любого паспорта качества, сертификат происхождения не обязателен… Более того, если таможня откажется от оформления, может законно получить иск от грузовладельца.

Построение барьеров против российского топлива на нашей границе — новый вызов «топливному» фронту и государству в целом. Пока многие трейдеры пытаются воздерживаться от подозрительных партий и надеются на адекватные действия государства. Но если их не будет, притом в ближайшее время, «кровавое» топливо быстро затопит страну. Не потому, что кто-то хочет заработать. Просто с ним невозможно конкурировать.