70% мигрантов настроены на возврат
Более трети украинцев (преимущественно женщины и дети) из-за войны были вынуждены покинуть места своего постоянного проживания. Из них 82% мигрировали в пределах области или Украины, в то время как 18% переехали за границу. Подавляющее большинство мигрантов — жители восточных областей, однако другие регионы демонстрируют также достаточно высокую миграционную активность.
При этом украинцы демонстрируют стабильно высокое желание возвратиться домой.
Граждане, которых война заставила покинуть свои дома и переместиться в более безопасные места в Украине или за границу, демонстрируют стабильное высокое желание вернуться при первой возможности — более 70% опрошенных на протяжении всего периода замеров. И как только ситуация улучшится, это возвращение состоится.
Читайте также: Соцпомощь, квартиры и бизнес за рубежом: о чем спросят наши налоговики беженцев
Украинское прежде всего
Война стала катализатором многих процессов, включая консолидацию украинского общества. С самого начала полномасштабной агрессии произошла волна перехода на украинский язык. Ведь именно так украинцы подчеркивают свое отличие от страны-агрессора и маркируют принадлежность к группе «Свои». До февраля 2022 года на украинском в быту общались около 40% взрослого городского населения Украины. Сейчас этот показатель близится к 60%.
Украинцы намеренно выбирают локальные бренды. Поддержка украинских производителей является важным фактором выбора для большинства граждан с начала полномасштабной войны России против Украины. В настоящее время 69% опрошенных заявляют, что сознательно выбирают продукцию украинских брендов. А 56% начавших покупать новые бренды во время войны делают это, чтобы поддержать украинских производителей.
Почти абсолютная вера в победу
Вера в победу Украины остается на высоком уровне с первых дней полномасштабной войны: 87% респондентов абсолютно или скорее уверены, что Украина способна отразить нападение российской федерации. Главными же залогами победы Украины граждане считают военную помощь стран Запада и мощь Вооруженных Сил Украины.
Читайте также: Победа Украины приведет к распаду Российской империи — Сорос
Платежеспособность восстанавливается
Все больше украинцев возвращается к активному выполнению своих рабочих обязанностей, соответственно можно наблюдать уменьшение доли тех, кто имеет работу, но не работает.
При этом у подавляющего большинства населения доход сократился (78%).
Несмотря на это, украинцы демонстрируют стабильно высокую вовлеченность в помощь государству, армии и друг другу. Граждане неустанно донатят: две трети опрошенных (64%) утверждают, что делают это регулярно, жертвуя деньги на военные и гуманитарные цели. При этом средний донат составляет 950 гривен.
Читайте также: 37% украинцев остались без работы: за кем будут бегать работодатели после войны
Без импульсивных покупок
Продолжается рационализация потребления, подавляющее большинство опрошенных планируют свои покупки заранее (90%), и только 4% респондентов чаще совершают импульсивные покупки. Результаты отличаются среди возрастов, а также зависят от того, имеет ли респондент работу.
Украинцы стали более требовательными к брендам. Почти половина украинских потребителей (44%) выбирают бренды в отношении их позиций по поддержке армии, политической позиции, языку общения или сотрудничеству со страной-агрессором.
Видим и резкое неприятие всего русского. С первых дней войны многие международные компании приняли решение о выходе с российского рынка. Свою роль в этом сыграло давление общества. Майское исследование Gradus Research продемонстрировало, что 60% населения отказались от покупки продукции международных брендов, продолжающих деятельность в России. И культура отмены («cancel culture») таких брендов продолжает набирать обороты.