► Читайте страницу «Минфина» в фейсбуке: главные финансовые новости
Несмотря на то, что европейские, североамериканские и японские компании покидают Россию из-за ее действий в Украине, влияние на российских потребителей минимально, хотя время доставки может быть длиннее, а некоторые товары дороже.
Основное изменение касалось маршрутов снабжения, но товары остаются доступными как онлайн, так и в магазинах. Покупатели просто должны знать, где искать.
Важно то, что подавляющее большинство соответствующих товаров не подпадают под санкции, и эти трансграничные потоки законны. И Москва их с удовольствием пропускает, по какому бы пути они ни шли.
Постоянная доступность брендов показывает, с каким трудом сталкиваются компании, контролируя цепи поставок при выходе с рынка.
Компания Inditex, владеющая Zara, закрыла свои 502 российских магазина после того, как Москва ввела войска в Украину, а затем продала их базирующуюся в ОАЭ Daher Group.
Читайте также: Auchan Retail: наши магазины не оказывают никакой помощи армии РФ
Как показал обзор Reuters шести крупнейших онлайн-маркетплейсов и разговоры с десятком покупателей и продавцов, сейчас они выживают благодаря мелкому импорту и онлайн-продавцам.
В то же время, в то время как большинство западных брендов, прекративших свою деятельность в России, также вышли из Беларуси, Inditex этого не сделал. Компания не ответила на вопрос об этом.
Доступность брендов
Россияне возвращаются из Минска с полными чемоданами одежды брендов Zara, Bershka и Massimo Dutti. Также они покупают одежду в Париже и Дубае и пользуются сетью онлайн-продавцов.
Динамика курса валют частично привела к семикратному увеличению поставок из Турции через CDEK Forward, сервис доставки с иностранных сайтов электронной коммерции, сообщила Reuters директор по маркетингу Динара Исмаилова.
«Как только бренды заявили, что уходят, началась какая-то паника, и количество объемов и заказов резко возросло», — сказала Исмаилова.
Параллельный импорт
Кроме того, с разрывом цепей поставок Россия легализовала так называемый параллельный импорт, позволив розничным торговцам ввозить товары из-за границы без разрешения владельца торговой марки.
На сайтах электронной коммерции продается широкий ассортимент импортных товаров и продавцы часто рекламируют, что они привозят продукцию из-за рубежа.
Лидер рынка Wildberries продает старые запасы брендов Inditex и имеет около 17 000 товаров в своем каталоге Zara. Источник, близкий Inditex, сообщил, что это были остатки товаров, которые были в России, когда компания приостановила там свою деятельность, добавляет Reuters.
Читайте также: РФ проводит половину международных расчетов в рублях и «валютах дружественных стран» — Путин
В то время как Coca-Cola прекратила производство и продажу напитков в России в прошлом году, другие импортировали их, на этикетках на банках и бутылках было указано, что они прибыли из Европы, Казахстана, Узбекистана и Китая.
В одном московском супермаркете продавались три банка Coca-Cola по трем разным ценам, привезенные из Дании, Польши и Британии.
«Были быстро установлены контакты и подписаны новые контракты с новыми партнерами, запущены новые денежные потоки и логистические цепочки поставок с турецкими, польскими и казахстанскими компаниями», — сказал представитель российской торговой сети на условиях анонимности.
«Дружественные» страны
Кроме этого, «дружественные» страны увеличили экспорт в Россию. Так, торговля между Китаем и Россией в прошлом году достигла рекордных 1,28 трлн юаней ($186 млрд), а экспорт Турции в Россию вырос на 61,8% — до $9,34 млрд. При этом экспорт Казахстана вырос на 25,1% до $8,78 млрд.