За счет доходов от продажи нефти и газа россия последние 10 лет формировала профицитный бюджет. Он приблизительно на 40% формировался благодаря продаже энергоносителей на экспорт. Эти поступления позволили россии накапливать огромные суммы на счетах Фонда национального благосостояния (ФНД). Все изменилось в 2022 году, когда властям пришлось тратить «кубышку путина» — на военные расходы, покрытие дефицита бюджета, страдающего санкционными ограничениями и падением нефтегазовых доходов, а также спасением от банкротства за счет казны аффилированных с государством бизнесов.
Но и эта возможность тоже скоро будет закрыта. Евросоюз в рамках очередного 10-го пакета антироссийских санкций хочет ввести дополнительные ограничения, в том числе против Фонда национального благосостояния, пишет Bloomberg.
Смотрите также: Потери россии в Украине
Потери российского бюджета
2022 год российское правительство планировало закончить с оптимистичными показателями. Так, согласно проекту госбюджета, ВВП должен был вырасти на 3%, а профицит бюджета прогнозировался в размере 1,32 трлн руб. — это примерно $17,69 млрд, или 1% ВВП.
Но из-за значительных затрат на ВПК, армию и мобилизованных, влияния рецессии на сбор налогов в стране, оттока инвесторов и сокращения нефтегазовых доходов в четвертом квартале бюджетный год для России оказался дефицитным.
Бюджетный дефицит, постигший россию в декабре, является рекордным за последние десять лет. Ничего подобного не было даже в год коронакризиса. Это произошло из-за резкого роста расходов почти до 7 трлн руб, или примерно до $93,8 млрд.
По подсчетам экспертов KSE, кумулятивный бюджетный баланс в России за первые одиннадцать месяцев 2022 составил почти 560 млрд руб. Это означает, что декабрьский дефицит достиг $52,3 млрд — около 3,9 трлн руб.
Расходы путинского режима в 2022 году превысили доходы на 3,3 млрд рублей — примерно на $44,2 млн. Годовой финансовый баланс стран ушел в минус на 2,3% ВВП. Из-за войны агрессор недосчитался в своем бюджете около $67 млн (почти 5 млрд руб).
Прибыли от экспорта энергоресурсов, которые в 2022 году составили почти $350 млрд, ситуации не исправили. По оценкам KSE Institute, потери не компенсировали ни единовременные поступления от «Газпрома» (приблизительно $24,1 млрд: 1,2 трлн руб спецналога и 600 млрд руб дивидендов), ни продажа внутренних облигаций (ОФЗ), ни попытки покрыть дефицит расходами из ФНД.
Уже в январе этого года дефицит бюджета составил рекордные $23,6 млрд (1,76 трлн руб), в то время как на весь год заложен дефицит примерно в $38,9 млрд (2,9 трлн руб).
Такой результат бюджет агрессора показал на фоне роста расходов на 59% по сравнению с январем 2022 года и падения доходов более чем на треть. При этом упали и нефтегазовые, и ненефтегазовые доходы — на 46% и 28% соответственно.
Читайте также: Новые санкции ЕС могут коснуться четырех российских банков
Откуда россия берет деньги на войну
Де-факто россия уже погрузилась в бюджетный кризис. Об этом свидетельствует увеличение выпуска внутренних облигаций в конце года, рост зависимости от ФНД и продажа центробанком активов, деноминированных в юанях.
Правительство пытается использовать все доступные возможности для латания дыр в бюджете, однако ситуация в стране только усугубляется.
В январе 2023 года объем ФНД составил примерно $139,4 млрд (10,4 трлн руб) или чуть менее 8% ВВП, тогда как в конце 2021 года в фонде хранились примерно $264 млрд (19,7 трлн руб).
Также для покрытия дефицита бюджетных доходов свои активы вынужден продавать центральный банк России. Недавно банк объявил, что до 6 февраля продаст иностранную валюту (китайские юани) на 54,5 млрд руб. (примерно $730 млн).
О проблемах с доходами свидетельствует активное привлечение внутреннего долга с конца октября. Так, 16 ноября минфин разместил на трех аукционах облигации федерального займа на общую сумму на 823 млрд руб (примерно $11 млрд).
Всего в четвертом квартале 2022 года выпуск ОФЗ составил около $37,5 млрд (около 2,8 трлн руб). При этом значительный спрос пользуются облигациями с плавающими ставками, что, как ожидается, приведет к росту расходов на обслуживание долга в среднесрочной перспективе.
Читайте также: ЕС включил РФ в «черный список» налоговых юрисдикций
Что будет дальше
На фоне нестабильных нефтегазовых доходов, падающих благодаря эмбарго и установлению предельной цены на нефть, сокращения доходов от корпоративного сектора и увеличенных расходов на войну, сохранять на стабильном уровне доходную базу федерального бюджета кремля будет с каждым днем все сложнее.
Рецессия и ухудшение внешнеполитической конъюнктуры уменьшают доходы путинского режима, вынужденного увеличивать расходы на войну. Рост дефицита бюджета оказывает влияние на способность агрессора финансировать боевые действия.
Дальнейшие санкционные меры, в частности, снижение предельной цены на российскую нефть и дополнительные ограничения на экспорт газа и нефти, существенно усилят давление на Кремль и ограничат его возможности аккумулировать доходы. Уменьшение финансовых поступлений в конце концов сведет на нет захватнические планы рф.
Согласованные действия международной коалиции из более чем 40 стран, едва ли не ежемесячно усиливающие санкционное давление на агрессора, являются важным фактором углубления бюджетного кризиса в России. По оценкам KSE Institute, благодаря введенным санкциям дефицит российского бюджета в 2023 году вырастет до 6% ВВП.