На прошлой неделе федеральный советник (министр) и глава МИД Швейцарии Иньяцио Кассис буквально шокировал швейцарский банковский мир, заявив, что Швейцария определенно имеет право конфисковать заблокированные средства попавших под санкции российских олигархов и передать их Украине для целей финансирования проектов послевоенного восстановления.
С того момента швейцарские СМИ, не переставая, обсуждают юридические тонкости и варианты решения данной проблемы, приходя, как правило, к выводу о том, что такая конфискация недопустима, поскольку она, якобы, нарушает закрепленные в основном законе страны гарантии прав собственности.
Собственность или мафиозные активы
При этом они упускают из виду тот факт, что начиная с 1994 года в Уголовном Кодексе страны прописан радикальный инструмент, который можно было бы применить и в данном случае.
Состоит он в том, что, согласно закону, конфискации подлежат активы, «которые находятся в оперативном распоряжении организованной преступной организации» (ст. 72 УК).
К тому же, есть и второй пункт, согласно которому активы лица, которое участвует в такой преступной организации, или поддерживает его, будут находиться в оперативном распоряжении следственных органов, пока это лицо не докажет, что оно невиновно. Ни у кого нет никаких сомнений в том, что данная норма никак не нарушает гарантий прав собственности.
Конечно, надо учитывать, что эта специальная норма была создана, в первую очередь, для конфискации денежных средств мафии.
Однако, именно на это положение опирался Федеральный суд в 2005 году, когда принимал решение по делу о конфискации средств, украденных из Нигерии бывшим главой этого государства Сани Абачей.
Читайте также: Когда деньги режима Путина начнут работать на Украину
Кейс Сани Абачи и Россия
Сани Абача был обвинен в том, что он вместе со своим окружением создал преступную организацию с целью разграбления активов своей страны.
Его потомки так и не смогли доказать законное происхождение этих средств, поэтому большая часть денег Абачи была конфискована и возвращена народу Нигерии.
Что касается России — государства, которое, начав агрессивную войну, нарушило международное право, — то ей вполне можно было бы инкриминировать статус «государства-изгоя».
Конечно, согласно международному праву, государство, которое действует преступно, все равно является государством, у которого есть иммунитет. Но тонкость дела Сани Абачи как раз заключалась в том, что в его рамках был сделан вывод, что именно Сани Абача и есть то самое конкретное лицо, установившее в своей стране преступный режим.
Варианты развития событий
Вполне можно было бы классифицировать Путина и его окружение в качестве преступной организации, а олигархи, которые вносят свои деньги в военную «кассу», считались бы приспешниками преступного сообщества наравне с членами какой-нибудь мафиозной преступной группировки.
Конечно, каждый отдельный случай потребует дальнейшего изучения. Необходимо было бы разобраться, например, действительно ли данный олигарх готов поддерживать войну и имеет ли ведущий войну неправовой режим возможность пользоваться данными активами для достижения своих целей.
Опасения по поводу негативных последствий для швейцарских банков не должны заставлять легкомысленно игнорировать 72 статью УК.
Швейцарское законодательство дает возможность передать конфискованные средства в доход лиц, которым в результате данного преступления был нанесен материальный ущерб.
Если это невозможно или если сами жертвы преступления этого не хотят, то тогда конфискованные активы переходят в доход федерального бюджета.
В этом случае Швейцария вольна делать с такими деньгами все, что сочтет нужным, — например, использовать для послевоенного восстановления Украины.