Как формируется цена

На стоимость любой поездки влияют два ключевых пункта. Это базовый тариф и динамический коэффициент.

Базовые тарифы включают стоимость минимального заказа, цену за каждый последующий километр по городу или пригороду. Это устоявшиеся показатели, сформированные, в зависимости от города. Они находятся в свободном доступе. К примеру, в Чернигове минимальный заказ будет составлять 45 грн, а в Киеве — 60 грн. Базовый тариф — не финальная цена поездки.

Почему же стоимости поездок отличаются? Потому что онлайн-сервис вызова авто, такой, как наш, использует алгоритм корректировки базового тарифа к рыночным условиям в режиме реального времени. Это и есть динамическое ценообразование. Алгоритм реагирует на изменение баланса спроса и предложения на рынке, рассчитывая коэффициент, на который увеличиваются тарифы.

Коэффициент, в отличие от базового тарифа, динамичен и меняется в реальном времени. Именно из-за него райдер и получает разную цену на поездку. То есть когда количество желающих совершить поездку райдеров существенно преобладает над количеством драйверов (спрос превышает предложение), сработает коэффициент. Это нужно, чтобы увеличить количество драйверов и повысить шансы райдеров уехать (из-за увеличения цены). Такой же механизм работает и наоборот, когда ситуация выравнивается, цена снижается. Подобные алгоритмы динамического ценообразования используют все большие ride-hailing сервисы в мире.

Чтобы строить стабильную для всех сторон систему, мы должны играть по рыночным правилам. При этом, когда срабатывает алгоритм, наше приложение информирует райдера о повышенном спросе. В этот момент пользователь видит, когда к его заказу применяется коэффициент. Тогда у стоимости заказа справа он увидит значок «молнии».

Что изменилось из-за войны

Обычно на коэффициент влияют утренние и вечерние часы пик, ремонт, перекрытие дорог, плохая погода и качество работы общественного транспорта. В 2022 году к привычному списку факторов добавились обстрелы, проблемы со связью, комендантский час. Такие обстоятельства не только не уменьшают количество желающих райдеров уехать, а наоборот, увеличивают.

Это большой вызов, который меняет привычную работу и повышает количество ситуаций, когда спрос значительно превышает предложение. Один из неочевидных примеров — введенный комендантский час, который начинает влиять на экономику поездок задолго до запрета на передвижение.

За несколько часов до начала комендантского часа возникает ситуация, когда райдерам и драйверам нужно успеть попасть в желаемое место назначения. Количество драйверов (стороны предложения) и их активность уменьшается, а заказы выбираются в направлении дома. Количество райдеров (стороны спроса) и их активность, напротив, увеличивается. Возникает дисбаланс, который и провоцирует рост коэффициентов для увеличения шансов райдеров уехать.

Детальнее об изменении нагрузки на водителей в течение суток — на графике:

Мы не вмешиваемся в работу алгоритма, он работает автоматически, информируя пользователя о соотношении спроса и предложения в конкретном промежутке времени и регионе. Это математическая модель, которая в режиме реального времени вычисляет тысячи коэффициентов ежеминутно, на расчет которых одновременно влияет с десяток факторов. Ручное управление невозможно в таких масштабах. Более того, алгоритм постоянно совершенствуется за счет увеличения массива данных.

Читайте также: Топ-10 самых продаваемых автомобилей в Украине (инфографика)

Если «отключить» динамическое ценообразование, ситуация никак не улучшится. Водители потеряют мотивацию работать, пользователи — не смогут никуда доехать. А впоследствии это убьет и сам формат доступного заказа поездок.

Автор:
Смусь Сергей
Cооснователь сервиса Uklon