Сколько российских активов заморозил мир
Сколько именно заморожено российских средств — неизвестно, ведь речь идет как о золотовалютных резервах российского центробанка, так и об активах подсанкционных олигархов. Самая большая сумма, которая фигурировала в медиа, — $1 трлн. Ее, в частности, называл глава Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Александр Новиков.
«По нашим оценкам, сейчас заморожены активы России и лиц, связанных с войной, на сумму свыше $1 трлн. Это колоссальные средства, впервые в истории заморожено столько», — отмечал он.
В большинстве источников указывается, что замороженные активы государства составляют около $300−400 млрд. Приблизительно об этой сумме израсходованных средств говорит и российский центробанк.
Если же говорить о собственности российского бизнеса и олигархов, то, по данным Киевской школы экономики, в США, ЕС и Великобритании суммарно заморожено около $68 млрд. Также определенные суммы арестовали правительства Канады, Швейцарии, некоторых других стран.
Более крупные суммы указывают западные эксперты.
«В западных банках заморожены многие российские деньги: кроме $324 миллиардов, замороженных ЕС, еще более 18 миллиардов фунтов стерлингов заморозила Великобритания ($22 миллиарда). Также российские активы заморожены в Соединенных Штатах, Швейцарии, на Нормандских островах.
В целом, после вторжения России в Украину западные союзники ввели санкции в отношении более 1200 российских физических лиц, более 120 организаций и 19 банков. Это равно активам примерно на 940 миллиардов фунтов ($1,14 триллиона). Это невероятный рост, по сравнению с прошлым годом, когда, например, Великобритания держала замороженные российские активы на сумму всего 44,5 миллиона фунтов ($54,1 миллиона долларов)", — пишет для Foreign Policy Элизабет Брау, научный сотрудник Американского института предпринимательства.
Как объясняют чиновники разных стран, сумма замороженных активов не стабильная. С одной стороны, продолжается их поиск, а санкционные списки могут расширяться. С другой — некоторые средства могут замораживаться во время расследования, — если оказывается, что они не касаются подсанкционных лиц, — ограничение снимается.
Перспективы конфискации российских денег
Сам по себе факт замораживания активов не означает их конфискацию. В большинстве случаев западные страны придерживают средства подсанкционных правительств и возвращают их после смены власти в стране.
Украина с самого начала полномасштабного российского вторжения отмечала, что в этот раз так быть не должно.
«Украина лоббирует принятие нового международного соглашения для конфискации этих активов. Мы также обсуждаем вопрос изменения национальных законодательств партнеров для конфискации в пользу Украины. Агрессор должен заплатить свою цену, а его средства — стать основным ресурсом для нашего масштабного восстановления», — заявлял премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
Представители стран, которые заморозили российские деньги, преимущественно исключали возможность их передачи Украине. Долгое время доминировала позиция, что для этого между Украиной и РФ должен быть заключен мир, а Россия должна сама согласиться на выплату компенсации.
Как объясняет инвестиционный банкир Сергей Фурса, для западных стран крайне важно демонстрировать гарантии сохранности частной собственности. «Эти страны отдают себе отчет, что именно благодаря этим гарантиям они и богаты. Лондон и Нью-Йорк являются финансовыми центрами мира, потому что все люди с деньгами, иногда и с деньгами сомнительного происхождения, хранят их именно там. Потому что уверены в правилах», — объясняет он.
Однако, продолжительность войны и растущие расходы на поддержку Украины, похоже, начали убеждать наших союзников в необходимости не только заморозить, но и конфисковать российские активы на покрытие этих расходов.
Первым намеком на это стало принятие в ноябре резолюции Генеральной ассамблеи ООН по созданию международного механизма, который должен обеспечить возмещение Украине ущерба от российской агрессии.
По словам экспертов, решение Генассамблеи — это одна из попыток создания правовых оснований для конфискации российских средств.
Некоторые страны не готовы ждать, пока неповоротливая ООН определится с этими правилами. Начиная с декабря, в разных государствах звучали заявления о готовности самостоятельно забрать деньги.
Первой стала Канада. МИД страны заявил о планах конфисковать $26 млн российского олигарха Романа Абрамовича и передать их Украине. «С начала войны мы предупреждали Путина и его пособников, что они не смогут спрятаться от последствий своих действий», — заявила министр иностранных дел Канады Мелани Жоли.
Ведомство должно обратиться в суд, который примет окончательное решение, правовые основания для этого государство уже создало. В целом, Канада заблокировала российских активов на $320 млн.
В Европе в конце декабря первой о готовности конфисковать российские средства заговорила Эстония. Подробный механизм местный МИД разработает уже к концу этого месяца. Российских денег в стране обнаружили немного — всего 20 млн евро, однако, как отмечают эксперты, Эстония может создать прецедент для других государств.
О готовности конфисковать средства российского центробанка заговорила Еврокомиссия. «Россия должна… заплатить финансово за созданные нею разрушения, — заявила в ноябре президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. — Ущерб, нанесенный Украине, оценивается в 600 миллиардов евро. Россия и ее олигархи должны компенсировать Украине убытки и покрыть расходы на восстановление страны». Правда, о конкретных вариантах пока речь не идет.
«Возможно, есть способ, который будет соответствовать международным правилам. Мы должны обсудить этот вопрос также с украинскими партнерами», — сообщила заместитель председателя Еврокомиссии Вера Юрова.
К тому же, внутри блока пока нет общей позиции даже относительно активности по замораживанию активов государства-агрессора и причастных к терроризму россиян. Например, если Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург и Испания сообщили о замораживании российских активов на сумму свыше 1 млрд евро каждая, то Греция и Мальта — лишь о 212 тыс. и 147 тыс. соответственно.
Кроме того, страны, которые заморозили больше всего российских средств, сейчас осторожнее относятся к идее их конфискации. К примеру, как сообщает Bloomberg, в Германии по этому поводу продолжаются дискуссии. Более радикальную позицию занимает глава МИД Анналена Бербок и ее партия Зеленых. При этом, министр финансов Кристиан Линднер, который представляет Свободных демократов, боится, что конфискация российских денег создаст опасный прецедент и приведет страну к «юридической трясине».
Не готова передавать российские активы Украине Швейцария. Об этом заявил министр иностранных дел страны Игнацио Кассис на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
«Мы все осознаем, что ущерб, нанесенный агрессором, должен быть возмещен агрессором. Но мы должны действовать в рамках норм закона, в противном случае — мы теряем доверие, когда осуждаем других за нарушение закона», — цитирует чиновника Swissinfo.
Большинство же швейцарского парламента пока не настроены принимать механизмы изъятия замороженных российских активов.
По данным издания, Швейцария обездвижила активы российских олигархов, которые попали под санкции и связанные с Кремлем, на 7,5 миллиарда швейцарских франков ($8 млрд). Но неоднократные требования со стороны Украины окончательно забрать эти средства и использовать их для возмещения ущерба, нанесенного войной, пока не нашли конкретной международной поддержки.
Активнее всего в этом процессе (среди стран с самыми большими объемами замороженных активов) продвинулись США. В конце декабря Конгресс принял изменения в законодательство, которые позволяют переводить доходы от продажи арестованных активов олигархов или других подсанкционных организаций.
Несколько дней назад представитель американского минюста Эндрю Адамс сообщил, что США в ближайшее время начнут передавать Украине российские активы. Деталей об объеме этих средств нет, но, скорее всего, речь идет о деньгах олигархов, которые поддерживают режим Путина. По сообщениям местных СМИ, администрация Байдена до сих пор против передачи резервов российского центробанка, мол, в таком случае другие правительства не будут держать деньги в США.
Директор экономических программ Ukrainian Institute for the Future Анатолий Амелин уверен, что конфискация российских денег не будет быстрой. «Наши партнеры должны создать юридические процедуры для передачи денег Украине. Также следует учитывать, что россияне пытаются обжаловать эти блокировки в международных судах. Исходя из практики споров в международных судах, с которыми я знаком, это может занять полтора-два года», — объясняет он.
Но, несмотря на временные рамки, как отмечают обозреватели Bloomberg, детали дискуссий показывают, что потенциал конфискации российских активов выходит за рамки теоретических дебатов и переходит к реализации.
Кто может получить деньги
Правительство Украины
Украинские власти настаивают на том, чтобы деньги от продажи конфискованных российских активов были направлены в Украину, которая возьмет на себя обязательство направить их на определенные цели.
По оценкам Киевской школы экономики, общий ущерб из-за уничтожения российскими войсками инфраструктуры по итогам ноября почти достиг $136 млрд. Если же говорить только о жилье, то, по данным Всемирного банка, речь идет о $69 млрд.
Есть и другие потери. Например, по оценкам министра защиты окружающей среды Украины Руслана Стрельца, только ущерб, причиненный окружающей среде, составляет $46 млрд. Премьер-министр Денис Шмыгаль в начале года отметил, что общая сумма ущерба, нанесенного военной агрессией, уже достигает $700 млрд. Для сравнения: общие расходы в бюджете этого года составляют около $70 млрд.
Также власти могут направить российские средства не только на восстановление, но и на непосредственные выплаты гражданам, которые получили травмы или потеряли близких из-за войны.
Плюсы передачи денег властям — это быстрое восстановление, а также стремительный экономический рост благодаря инвестициям в инфраструктуру.
В то же время, минусы — это высокие коррупционные риски и низкое доверие к украинским властям со стороны западных союзников.
Скорее всего, наша власть сможет непосредственно получать российские деньги, пока речь пойдет о незначительных суммах. К примеру, о десятках миллионов арестованных средств в Эстонии или Канаде. Однако, как только речь пойдет о сотнях миллиардов центробанка PФ, всерьез такой вариант наши союзники вряд ли будут рассматривать. Это доказала конференция в Лугано, на которой Украина представила свой план восстановления.
Несмотря на все положительные сигналы, полученные тогда нашей страной, на конференции не удалось решить один из главных вопросов — кто будет контролировать распределение и освоение денег. Украина предложила свой вариант, у Европейской комиссии есть совсем другое видение, а у Всемирного банка — совсем другая концепция.
Специальная международная надзорная организация
Если деньги даже и будут направлены на восстановление Украины, то при условии внешнего контроля. По мнению заместителя исполнительного директора МВФ Владислава Рашкована, восстановление Украины не удастся провести без создания неправительственного агентства для этого. Именно оно должно оценивать убытки и необходимость реконструкции, организовывать закупку
«Построение агентства на правильных началах и ценностях позволит внести большой вклад в имидж страны и поможет с решением вопросов доверия к нашим институтам», — отмечает он.
В случае конфискации российских активов, какая-либо подобная структура может взять на себя роль и их распределения. Ничего подобного пока еще не создано. Поэтому, как потенциальные, можно рассматривать разные варианты его формирования. В состав структуры могут войти представители международных финансовых институтов, стран — крупнейших доноров Украины, представители ключевых мировых инвестиционных компаний.
Очевидный плюс такого подхода в большем доверии партнеров и снижении коррупционных рисков.
Читайте также: Европа смогла отказаться от российской нефти: как сломать хребет российской ядерке
Среди минусов — более медленная работа структуры и сложный механизм принятия решений.
Западные правительства и бизнес
По оценкам Киевского института мировой экономики, к началу августа общая военная, финансовая и гуманитарная помощь Украине достигла 113 млрд евро.
Хотя на данном этапе западные лидеры воздерживались от таких высказываний, но российские средства могут пойти на компенсацию этих расходов. К примеру, на погашение предоставленных Украине кредитов.
Также есть вероятность, что деньги получит западный бизнес, понесший потери из-за действий России. Уже сейчас существует механизм выплат из арестованных активов долгов перед американскими кредиторами.
Из-за выхода из России мировые компании понесли многомиллиардные убытки. К примеру, Shell оценивает свои потери в $3,9 млрд, немецкий партнер Газпрома Wintershall Dea — в 5,3 млрд евро. Некоторые компании уже сейчас пытаются получить выплаты от PФ. К примеру, немецкая Uniper требует компенсацию 11,6 млрд евро за неполученный газ. Поскольку же Россия, очевидно, воздержится от подобных выплат, компания может обратить взыскание на ее замороженные активы. Следует возникнуть прецеденту, как список истцов начнет стремительно расти.
Читайте также: Из-за ограничений цен на нефть Россия ежесуточно теряет более $170 миллионов — исследование
Плюсы для Украины такого сценария в том, что деньги пойдут на усиление экономики наших союзников, а гражданам этих стран будет проще объяснить, почему Украине продолжают оказывать помощь.
Минус очевидный — после этих расходов деньги на восстановление Украины будут поступать исключительно в виде кредитов.
Другие пострадавшие народы и российская оппозиция
В судах разных стран собрались иски от граждан Сирии, которые также пострадали от российских военных. Для них арестованные средства — единственный шанс получить компенсацию.
Теоретически, также возможно направление конфискованных активов на финансирование российской оппозиции. Такое течение событий предполагают специалисты Института законодательных идей.
Читайте также: Евросоюз планирует одобрить десятый пакет санкций против России до февраля — СМИ
Но вряд ли эти суммы будут значительными, по сравнению с объемами замороженных активов.